Мода и костюм

Мода - явление довольно сложное, оно зависит от целого ряда факторов жизни общества и распространяется на многие области деятельности человека.

Под модой следует понимать непродолжительное господство определенных вкусов в какой-либо сфере жизни и культуры. Она характеризует более или менее обязательное изменение стиля, связанное с системой регулирования общественного поведения людей.

Система общественного поведения отличается краткосрочностью своих изменений и связана с целой серией других систем, среди которых можно назвать этикет, мораль, обычай, право.

Моду всегда связывали с костюмом как наиболее ярким ее проявлением, а причины, рождающие ее, - с социальными явлениями жизни, классовостью. Превосходство над людьми, стремление выделиться из окружающей среды выражалось всегда в костюме.

Согласно многочисленным указам, изданным во Франции в XVI веке, одежду, украшенную золотыми и серебряными нитями, можно было носить только лицам королевской крови, в то же время женщинам среднего сословия можно было украшать свои платья только бархатными рукавами; крестьянам запрещалось носить шелковую одежду.

Известны исторические примеры, когда одежда вызывала общественный протест. Спартанцы отказались сменить свои короткие одежды, обнажающие грудь и ноги, на худший, с их точки зрения, закрытый, целомудренный афинский костюм. Известно также, какой ценой насаждалась в России Петром I чужеродная мода.

Но совершенно очевиден и тот факт, что как только общество проявляет беспокойство, то есть начинает что-то порицать, то именно к порицаемому объекту проявляется огромный интерес, то есть что-то становится модным.

Примеры истории свидетельствуют, что одежда использовалась не только для прикрытия человеческого тела, но и для подчеркивания его форм. В таких случаях она выполнялась из мягких, тонких тканей, что давало возможность выявить формы фигуры в движении. Вместе с тем длинные платья имели большие декольте, зачастую доходившие до оконечности груди. Если это декольте становилось меньше, то возрастала роль турнюра, увеличивающего объем бедер.

Различные слои общества по-разному «потребляют» моду и реагируют на нее. У определенной группы людей есть повышенная чувствительность к моде, они обычно быстрее всех воспринимают наиболее острые новинки; есть же люди, которые весьма осторожно относятся к новой моде, и проходит определенное время, пока они ее воспримут и подчинятся ее законам, так как мода предлагает и даже диктует норму социального поведения.

Обычно самые острые новинки - для молодежи, женщины среднего возраста предпочитают более устойчивые классические формы. Однако сама эволюция моды требует именно такого соотношения групп потребителей, то есть чтобы кто-то воспринимал моду раньше, кто-то - позже, кто-то усваивал только ее классические идеи. Поэтому в любой моде есть две-три «подмоды», которые отвечают на запросы разных социальных групп населения.

Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие - к более ранним периодам. Однако с полным основанием можно сказать, что мода играет весьма важную роль в XX веке с момента зарождения индустриального метода изготовления одежды.

Центром моды долгое время был и остается Париж. Одной из причин приоритета французской моды является то обстоятельство, что она постоянно играет весьма существенную роль во французской экономике. Так, в 1924 году женские платья были экспортированы из Франции на сумму 2,5 млрд франков, доход от продажи сумок, перчаток, духов составил 650 млн франков; только от продажи цветов и перьев было получено 7 млн, а сумма, полученная от продажи шелкового белья и тканей из искусственного шелка, превысила 400 млн; в 1984 году продажа одежды по индивидуальным заказам увеличилась на 34 %, однако увеличилась и цена одной модели (стоимость одной модели увеличилась от 6 тыс. долларов до 30 тыс. долларов). Особенностью фирм по индивидуальным заказам (фирмы «От кутюр») является создание оригинальных моделей в единичных образцах.

Два раза в году эти фирмы устраивают демонстрации и выставки моделей для прессы и 45-50 раз - для частных клиентов. Фирмы «От кутюр» ведут начало с XIX века, первым организатором таких фирм был Чарльз Ворт.

Наряду с авторитетными, утвердившими себя на международной арене моды, фирмами, такими, как «Шанель», «Нина Риччи», «Ив Сен Лоран», «Пьер Карден», «Андрэ Курреж», «Жак Гейм», «Мадлен Вьонэ», «Луи Буланж», появился целый ряд новых фирм, которые приобрели популярность в последние годы. Это фирмы «Жан Поль Галтье», «Каролин Милбани», «Лагерфельд», «Клод», «Монтана», «Ямолота», «Алайя».

Фирмы «От кутюр» с 30-50-х годов XX века. предлагали так называемый элегантный стиль, то есть утверждали гармонию женственности, изящество, они ориентировались на образы кинозвезд этих лег, таких как Катрин Хепберн, Грейс Келли, Ингрид Бергман с их абсолютной женственностью. Молодые фирмы, однако, пропагандируют иные идеалы, например «двуполую» моду, а с 80-х годов - стиль «дьяболо», унисекс (мода одинаковая для обоих полов). Например, фирма «Монтана» утверждает в своих моделях геометрическую форму «шарик»; фирма «Я молота» разрабатывает форму «капля» в юбке (задрапированный низ).

Творческие характеристики французских модельеров