Нарядная одежда

Нарядная (торжественная) одежда призвана украсить человека и наивыгоднейшим образом представить его соответственно характеру праздничной обстановки.

Все значительные торжества проходят обычно в больших помещениях, поэтому каждый из его участников обозревается и вблизи, и с большого расстояния. И все это учитывается в нарядном костюме:

  • подбираются выразительные украшения (крупные цветы и банты) в платьях для танцев
  • ювелирные украшения к костюмам для посещения концертов и театров
  • используются светлотные контрасты в костюмах для торжественных случаев
  • контрасты фактур (плотные и воздушные) тканей в светлых свадебных туалетах
  • блеск и особое шуршание материалов в новогодних платьях

Практически каждый сезон мода предлагает свои новшества, и прежде всего в нарядной одежде. Но как бы ни были разнообразны формы нарядных платьев их можно подразделить на спокойные, «замкнутые», когда костюм повторяет очертания фигуры человека, и активно развевающиеся в пространстве, «открытые», когда костюм благодаря своим дополнениям (легкие шарфы палантины, шали) и всем своим строем (широкополые шляпы, отлетные детали юбок, развевающиеся полы нарядных пальто) динамично взаимодействует с человеком в данной среде.

Костюмы спокойных, «замкнутых» форм не предполагают активного действия своего обладателя и поэтому предназначаются для официальных торжеств, посещения театров, концертных залов, вернисажей

В основе костюмов может быть платье или блузка с юбкой (из одного и того же материала) строгой формы, классического стиля, нарядных сдержанных тонов. Такие костюмы решаются различными конструктивными приемами и, как правило, в полуприлегающем силуэте.

Общая длина изделия, вырез горловины, длина рукавов устанавливаются в соответствии с требованиями моды. Преимущества такого типа нарядного платья в том, что его можно видоизменять благодаря применению съемных деталей (воротников, манжет, вставок-манишек), дополнений (поясов, шарфов, декоративных жилетов, пелерин, палантинов) и разнообразных украшений.

С помощью этих средств можно создать различные образы: от строго делового, официально нарядного, приподнято-праздничного до сверкающе-великолепного. Таким образом, диапазон использования такого платья становится очень широким. Изменения, вносимые в платье, подразумевают умелое использование новых для платья деталей или дополнений.

Энергичность движений в деловом оформлении платья сменится сдержанностью в официально нарядном костюме и, наверное, мягкостью, особой пластичностью, когда на плечи будет наброшена кружевная пелерина, а в рукавах будет сверкать маленькая театральная сумочка.

Костюм активно развевающихся в пространстве «открытых» форм предполагает и активное действие в нем человека. Наиболее ярко человек может проявить себя на молодежных вечерах, новогодних балах и в танцах. Костюм для таких случаев может иметь в основе не только платье (в нем могут быть контрастных форм юбка и лиф) и разнообразные блузки с юбками, но и декоративные красочные жилеты, зыбкие прозрачные шарфы, воздушные, легкие прозрачные блузки на чехлах насыщенных тонов, широкие рукава-крылья, рукава-пелерины, многослойные юбки (могут быть использованы пристегивающиеся верхние юбки, цельные или из отдельных развевающихся деталей). Эти формы часто имеют сложный крой, крой по косой нити, сложные драпировки.

Таким образом, нарядность при проектировании костюма достигается активным звучанием выразительной формы, эффектных фактур или рисунка ткани, цветовым сочетанием, использованием отделок как сложных, требующих ручного исполнения (буфы, мережки, цветы из ткани платья), так и сравнительно простых (отделка другой тканью, машинной вышивкой, кружевом).

Использование всех свойств формы одежды в их максимальной силе выразительности приведет к созданию очень острого костюма, функция которого быть зрелищем. Так создаются костюмы для театрализованных демонстраций перспективных коллекций, для экспозиции на различных выставках, имеющих рекламный характер.

Нарядный бытовой костюм строится на акцентировании какого-то одного свойства: или формы, или характеристик материала, или выразительности отделки.

Костюмы «замкнутых» форм требуют выразительных материалов или отделки, костюмы «открытых» форм - тонкого соответствия характеру формы пластических свойств материала при достаточно спокойном цветовом решении и умеренности отделки.

Проектирование нарядной одежды в условиях массового производства сопряжено с целым рядом трудностей, среди которых главная состоит в том, что этот вид одежды очень зависит от индивидуальных особенностей человека. И тем не менее эта проблема в промышленности частично решается.

Существующая система моделирования по одной конструктивной основе, обеспечивая соответствие проектируемых изделий основным размероростовочным данным средней типовой фигуры, позволяет создавать разные модели при сравнительно небольших производственных затратах.

Выполненные из материалов различного цвета и фактур, отличающиеся различной конфигурацией и размещением деталей, длиной рукава, разнообразием фурнитуры и отделки, такие модели выпускаются небольшими сериями, что позволяет предложить покупателю достаточно разнообразный ассортимент, обеспечивающий возможность выбора в соответствии с индивидуальными потребностями. Нарядные платья, выполненные таким образом, пользуются популярностью среди молодежи. Они представляют своих обладательниц при всем конкретном многообразии моделей в едином модном для данного отрезка времени принципиальном решении костюма.

Выбор средств в создании костюма очерчивается художественно-образным замыслом художника-модельера.

В своих творческих размышлениях художник руководствуется разными мотивами. В одних случаях это впечатления, навеянные восприятием природы. Он воспевает многообразные проявления женской красоты и обаяния, сравнивая их с плавностью линий лебедя, стройностью березки, пылкостью рябины, и другими явлениями, объектами претворяя эти черты специфическими средствами в форме костюма.

В других случаях художник, творчески перерабатывая богатейший материал исторического и народного костюма, использует образ, элементы кроя, колористические особенности этого костюма, осуществляя тем самым преемственность в развитии культуры костюма.

Образный строй костюма, его назначение определяют и выбор материалов. Образ костюма может возникнуть из неожиданного сопоставления разных тканей, (Это тоже один из источников творческой мысли художника).

Но существуют и достаточно устойчивые сочетания материалов, в основе которых лежит какой-то ведущий принцип их сопоставления.

Материалы могут объединяться по принципу контраста фактур. Это легче проследить на костюмах одного цвета: черное шелковое матовое платье и лак на туфлях и сумочке; лайковые перчатки и велюровая шляпа. Здесь фактура материалов - главный ведущий фактор - эмоционально обогащает цвет.

В роли ведущего принципа может выступать контраст цветов материалов, тогда остальные их свойства подчиняются. Последнее может быть оправдано конкретным назначением по сезону.

Фактура и цвет являются сильными выразительными свойствами костюма. Поэтому при создании нарядного костюма нередко используют одновременно контрасты и цветовых, и фактурных отношений материала.

Можно достигать сильных эффектов, используя контраст светлотных отношений одного или двух-трех цветов.

Таким образом, в подборе материалов следует сознательно выделять главный ведущий принцип их организации (контраст фактур или цвета, или светлотных отношений, или их комбинации), подчиняя ему остальные свойства. Художественно-образное решение требует взаимной зависимости всех частей нарядного костюма и обязательной их связи с особенностями человека, а также с окружающей средой, для которой он предназначен.

Декоративные отделки