Костюм как объект дизайна

Среди прочих объектов предметной среды костюм представляется наиболее сложной и наиболее тонко организованной структурой, ибо он находится во взаимосвязи и с предметным окружением, и с человеком - его обладателем, и с обществом, являясь продуктом его культурных и социально- экономических возможностей.

Исторический и современный костюм демонстрирует величайшее разнообразие форм, помноженное на бесконечные вариации отдельных свойств формы (пластика, фактура, цвет).

Каждый период организует костюм в соответствии со сложившимся идеалом пластического образа. Рождение новых предметных форм проходит в разных сферах в зависимости от их назначения. Воплощение идеального образа человека в костюме проходит в сфере прикладного искусства (создаются уникальные образцы), где ведущей функцией является эстетическая. Создание таких форм связывается с особо торжественными, чаще общественного значения, явлениями (композиции-образы, открывающие фестивали советского искусства или международные выставки за рубежом).

Создание подавляющего числа объектов предметной среды, в том числе массового костюма, происходит в сфере промышленного производства и требует серьезной дизайнерской разработки промышленного образца на стадии проектирования. Работа по проектированию одежды массового производства проводится с учетом требований не только внутреннего рынка, но и экспортных поставок.

Для выполнения взаимных экспортных поставок между странами Восточной Европы была разработана Методика антропометрических измерений населения этих стран, затем утверждена разработанная Болгарией «Единая методика конструирования одежды СЭВ». Эти документы являются основой для выпуска продукции, удовлетворяющей требования рынка стран Восточной Европы.

На стадии проектирования происходит учет всех факторов, определяющих формообразование костюма.

Сегодня существует необходимость обоснованной разработки оптимальной номенклатуры изделий легкой промышленности, что в свою очередь требует разработки рационального гардероба человека с учетом основных типов деятельности, общественной роли людей и прочих условий. Разработка рационального гардероба предполагает в конечном итоге определение основных пропорциональных соотношений по выпуску конкретных ассортиментных видов одежды для населения данного региона.

Решение этой проблемы внесет свой вклад в решение общей проблемы, сформулированной на конгрессе Международной организации дизайнеров в Москве - перейти от «дизайна для роста» к «дизайну для управления», то есть освободиться от культа вещей, их бесконечного и хаотического разнообразия.

Социально-экономические факторы влияют и на характер проявления других факторов: функциональных (соответствие основному назначению), эргономических (соотношение костюма с человеком, обеспечение оптимального комфорта), технических (выбор материалов, конструктивного решения, технологического цикла).

Учет основных факторов формообразования костюма позволяет дизайнеру очертить основу (общий вид) будущей формы изделия. Следующий необходимый этап - гармонизация формы средствами композиции - позволяет двигаться к оптимальному решению от целого к отдельным элементам, добиваясь их гармонического согласования. При этом каждый элемент формы должен найти, присущее ему место, стать органичной частью целого. «А действия с формой одновременно являются и действием с содержанием, так как гармоничность и единство формы должны отражать столь же необходимую целостность и целесообразность функционального и технического решения во всех его деталях и элементах».

В промышленном проектировании форм костюма основой для организации рационального гардероба является базовая форма. Базовая форма представляет собой наиболее оптимальное решение типа костюма (того или иного ассортиментного вида изделия), длительное время отвечающее основным требованиям, предъявляемым к костюму. Опираясь на базовую форму как исходную для решения вариационного ряда изделий, то есть конкретного разнообразия ассортимента (с учетом размеров и полнот, разнообразия модельного решения, фактуры и цвета материалов, отделок, фурнитуры), мы можем решить целый комплекс проблем:

1) заложить на стадии проектирования соответствие продукции модным тенденциям;

2) обеспечить производительное использование оборудования на предприятиях;

3) наладить планомерный выпуск основных и вспомогательных материалов;

4) обеспечить стилевую связь фурнитуры и галантереи с основными формами костюма.

Для реализации этих возможностей требуется тщательное изучение, с одной стороны, всех факторов, влияющих на формообразование костюма, а с другой - закономерностей развития форм костюма. Первое должно явиться предметом пристального изучения целого ряда специалистов (социологов, философов, художников-конструкторов, гигиенистов). Второе является предметом исследовательской работы в области истории и теории костюма.

При переходе от проектирования к производству изделий, составляющих наш гардероб, встает вопрос - в каких пропорциях по количеству и ассортименту нужно формировать выпуск продукции предприятий легкой промышленности? Здесь следует учитывать как сложившиеся традиции в использовании тех или иных изделий, так и тенденции моды, определяющие приоритет какого-то вида изделий (брюки, жилеты, батники, бюстье, топики, юбки-брюки).

Для решения задачи комплексной увязки и планирования ассортимента одежды создан Всесоюзный центр ассортимента и моды легкой промышленности (ВЦАМлегпром). На него возложено руководство научной, научно-методической и исследовательской работой, результаты которой позволят эффективнее использовать достижения научно- технического прогресса в производстве одежды, разработке новых технологий и новых материалов; позволит сосредоточить усилия ученых, исследователей, художников на решении актуальных вопросов: управление модой, исследование растущих потребностей в универсальной и дифференцированной по функциям и среде потребления одежде с учетом возрастных и размероростовочных показателей.

Важной функцией Центра моды должна явиться пропаганда гуманных идеалов в моде на одежду, воспитание эстетических вкусов у потребителей, правильного отношения к формированию своего гардероба.

  • Непростые задачи должен решать ВЦАМлегпром. Он должен быть в курсе конъюнктуры международного рынка и владеть ситуацией на внутреннем рынке (эти сведения дает ВНИИКС - Всесоюзный научно-исследовательский институт конъюнктуры и спроса);
  • должен давать технические задания на разработку новых видов сырья различным НИИ хлопка, шерсти, льна и лубяных волокон, шелка и искусственных волокон и владеть сведениями по последним разработкам в этой области;
  • ему должны быть известны достижения в конструировании и технологии изготовления швейных, кожгалантерейных и трикотажных изделий.

Наконец, ВЦАМлегпром заинтересован в разработке новых типов оборудования для предприятий легкой промышленности и в разработке новых видов синтетического сырья, отсюда заинтересованные отношения с такими отраслями, как машиностроение и химическая промышленность.

Эта огромная информация может быть эффективно переработана с помощью ЭВМ (определенная часть этой информации останется в памяти машин, ибо не все может найти немедленную реализацию). Таким образом, при ВЦАМлегпром должен быть сформирован Информационно-вычислительный центр (ИВЦ), который позволит меньшим числом более высококвалифицированных сотрудников оперативно решать вопросы планирования и внедрения достижений науки в производство, но не напрямую, а формируя на основе теоретического прогноза и сведений от ВНИИКС направление развития моды.

Такой заблаговременно разработанный прогноз даст возможность организовать широкую рекламу, как новому направлению моды, так и средствам, ее формирующим: новым материалам, новым видам художественного и технического оформления. Эта реклама смогла бы подготовить потребителя к восприятию новых идей в коллекциях Домов моделей, основная функция которых - творчески применить разработки ВЦАМлегпрома к условиям и традициям региона, где они находятся, в конечном счете, к возможностям предприятий. Но поскольку теперь Дома моделей - организации хозрасчетные, их идеи - модели, коллекции не включаются в план предприятиям, а свободно ими покупаются. Для тиражирования приобретенных идей швейные предприятия закупают ткани и другие материалы на оптовых ярмарках. Продукция самих швейных предприятий также на оптовых ярмарках предлагается уже торгующим организациям. Так что предпосылки к формированию новых рыночных отношений уже заложены.

В этой системе положение художника тоже меняется. До недавнего времени анонимная на производстве деятельность художника обрела права, юридически защищаемые. В 1987 году утверждено положение об авторском знаке на товары, с 1986 года действует система оформления заявок на промышленный образец.

И наконец, производство одежды. Оно должно быть поставлено в такие экономические условия, при которых изготовление безадресной и ненужной одежды становится невозможным.

Сегодня начинают развиваться новые формы управления и интеграции отраслей - межотраслевые комплексы, включающие научные организации, производство и торговлю. Экономическая взаимозависимость партнеров не позволит воспроизводить продукцию, не пользующуюся спросом.

Межотраслевые потребительские комплексы - принципиально новая форма организации управления производством товаров и услуг населению. Это производство завтрашнего дня, сберегающее труд, экономящее материалы и энергию, устраняющее лишние звенья в управлении, а в целом ориентированное на экономию времени, труда, общественных ресурсов.

Согласование всех современных требований к промышленному изделию, а главное реализация этих требований в продукции, уже не могут быть успешно достигнуты только инженерными методами, поскольку этими методами не удается охватить целый ряд существенных факторов, учет которых требует привлечения специфического труда дизайнера.

Определенный опыт и навыки дизайнера позволяют ему учитывать многообразные факторы, действующие на образование новых вещей (в том числе социально-культурные и идеологические), факторы, не поддающиеся математическому расчету и требующие для своей увязки хорошо развитой творческой (художественной) интуиции.

Для этого необходимы и большой запас знаний художественных ценностей, и умение ориентироваться в вопросах социологии, экономики, эргономики, техники и технологии, то есть интеллектуальный уровень, обеспечивающий возможность создания «структурных связей» внутри изделия, при которых оно было бы совершенным в функциональном, эргономическом и техническом отношении, а его внешняя форма, соответствующая этой структуре, получила бы необходимую цельность и стала гармоничной.

Дизайнерская деятельность в проектировании изделий легкой промышленности понимается как неотъемлемая, составная часть общего процесса проектирования промышленных изделий, обеспечивающая удобство пользования предметом, его максимальное соответствие условиям эксплуатации, окружающей среде, создание гармоничной целостности формы, высокие эстетические качества.

Художественное и инженерное конструирование составляют взаимодополняющие стороны дизайнерского процесса проектирования промышленных изделий, включающего также как необходимое условие использование экономически чистых и безотходных технологий.

Сложность и многогранность сферы производства, привлечение к нему огромной армии людей привели к дифференциации производственной деятельности. Создание образа изделия, в котором аккумулируются и потребительские, и технико-экономические свойства, представляет собой специальную область проектной деятельности. Разрабатываются многочисленные чертежи и расчеты, закладывающие на каждом участке производства условия создания продукции высокого качества. В результате при строгом соблюдении технологической дисциплины получают изделия (дизайн-предметы), отвечающие высоким требованиям стандарта.

Стандарты разрабатываются на все виды промышленной продукции и фиксируют существующие потребительские (эстетические и утилитарно-эксплуатационные) и технико-экономические требования, предъявляемые к промышленному изделию. Сегодня соответствие продукции уровню мировых стандартов - синоним высокого качества продукции.

Стандарт как живой инструмент в руках специалистов производства, позволяющий получать качественную продукцию, должен периодически пересматриваться, уточняться.

Формирование продукции в сфере производства подчиняется требованиям качества на каждом участке ее создания, начиная от стадии проектирования и кончая отделом технического контроля, где происходит оценка свойств изделия. Важнейшим комплексным свойством изделия в сфере производства является его технологичность - способность быть произведенным при наименьших затратах труда, материалов, энергии и времени (при прочих равных условиях качество изделия тем выше, чем выше его технологичность).

К потребителю продукция попадает через сферу распределения, где основным свойством является способность к транспортированию, учитывающее также и сохранность изделия.

Изделия, распределяемые посредством розничной торговли, должны обладать высокой степенью опознаваемости (читаемости) его назначения и типа на фоне большого количества других изделий. Это свойство относится и к самому изделию, и к его упаковке, и маркировке, то есть в современных условиях все более важным становятся информационные функции изделия и его упаковки.

В сфере потребления решающее значение приобретают потребительские свойства продукции, изделия. Характер этих свойств определяется целевым назначением изделия и обеспечивает его потребительское качество.

Взаимодействие человека с окружающим миром посредством инструментов, приборов, машин можно представить системой человек-вещь-среда. В этой системе человек выступает в роли созидателя средств производства, с помощью которых он создает продукты для удовлетворения своих потребностей.

Множество объектов, создаваемых человеком для удовлетворения его индивидуальных и общественных потребностей, с позиций технической эстетики можно разделить на две большие группы. В одну группу следует отнести все то, посредством чего человек взаимодействует с окружающим миром: орудия и инструменты, машины и промышленное оборудование, здания и сооружения, средства транспорта и связи, приборы и установки для научных исследований. Все входящее в эту группу допустимо объединить под условным наименованием «вещи-орудия», а многообразие их функций, равно как и свойства, позволяющие эти функции реализовать, отнести к разряду «физических функций».

Вторую группу составляют вещи, предназначенные для того, чтобы служить средством общения между людьми (коммуникативные функции), то есть осуществлять только знаковые и семантические функции (уровень общения достаточно сложный, требующий подготовки и абстрактного мышления). Сюда относятся все двух- и трехмерные изображения (в том числе и художественные), чертежи, книги, эмблемы, кодовые обозначения. Такие объекты объединяются под условным наименованием «вещи - знаки».

Существует и промежуточная группа изделий, предназначенных для одновременного и параллельного выполнения двух основных функций - физической и знаковой. К этой группе принадлежат все виды одежды, мебели, посуды и других предметов обихода, находящихся на виду и непосредственно вовлекаемых в процессы человеческого общения; физические и знаковые функции и относящиеся к ним свойства оказываются у бытовых предметов в равной степени целевыми.

В большинстве случаев люди предпочитают выбирать из ряда однотипных изделий то, которое наилучшим образом выполняет свои физические функции, даже если в знаковом плане данное изделие уступает всем остальным.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что относительный вес физических и знаковых свойств в оценке потребительских качеств изделий нередко заметно меняется. Так как технический прогресс обеспечивает сегодня высокое качество реализации физических функций, семиотические свойства предметов выступают на первый план и приобретают большую весомость по мере того, как открывается возможность выбора между однотипными изделиями, одинаково хорошо выполняющими свои физические функции.

В подобных ситуациях люди предпочитают изделия, внешний вид, цвет, фактура и другие чувственно-ощутимые свойства которых воспринимаются, оцениваются ими как привлекательные, выразительные, красивые, изящные, элегантные, оригинальные, отвечающие общему стилю остальных вещей их бытового окружения, как подобающие их полу, возрасту, национальной, социальной и культурной принадлежности.

Иными словами, встречаются ситуации, когда знаковым свойствам таких изделий потребители начинают приписывать вес, равный, а иногда даже и превосходящий весомость их физических (основных рабочих или утилитарных) свойств.

Пренебрежение аналогичными факторами и обстоятельствами при проектировании предметов массового потребления нередко приводит к тому, что огромные партии товара не находят спроса из-за низкого уровня качества, обусловленного отсутствием требуемых или же наличием нежелательных коммуникативных свойств.

Казалось бы, планирование оптимального качества продукта должно основываться на изучении общественных потребностей, их структуры и динамики. Но это представляет крайне трудную задачу. Проверенные методы конкретно-социологического спроса и анализа приносят в данном случае очень мало пользы. Американский социолог и экономист Джордж Катона в середине 50-х годов отмечал, что мотивы и ожидания массового потребления являются преходящими и нечеткими, так что информация о них не может быть предметом объективного научного анализа. К подобным выводам приходили и советские исследователи.

Существенным здесь является то обстоятельство, что мотивы, определяющие потребительские установки, не поддаются до конца логическому анализу. Если бы рациональный интерес действительно имел решающее значение в поведении человека, то, собрав возможно более полную информацию, отработав четкие критерии рационального выбора и пересчитав на электронных машинах оптимальные варианты, действительно можно было бы получить параметры той целевой установки, которая отвечает потребностям человека. Но человек с его непрерывно развивающимися запросами является несравненно более сложной системой, чем любая, самая рациональная, схема.

Фактическим толчком к изменению и развитию потребностей в тех или иных вещах служит не что иное, как само появление новых вещей. Иными словами, человеческие потребности не могут развиваться сами по себе, независимо от их предметной реализации.

Формирование потребностей может проходить только на социально-экономической основе и в тесной связи с экономическим аспектом проблемы формирования предметной среды в целом.

Современная промышленность, базирующаяся на наиболее передовых методах производства, приобретает небывалую прежде гибкость, мобильность и способность быстро перестраивать свою структуру в ответ на изменение требований к типу, объему или качественным показателям выпускаемой продукции, а также в связи с появлением новых материалов, инструментов, способов обработки, технологических процессов.

Но при этом необходима мощная служба непрерывного проектирования, использующего методы художественного конструирования, органически связанные с социальным управлением, экономическим и научно- техническим прогрессом и составляющие неотъемлемый элемент управления ими.

Такое понимание дизайна в настоящее время получило всеобщее признание. Это убедительно подтвердил конгресс Международной организации дизайнеров, состоявшийся в Москве осенью 1975 году.

Был сделан вывод:

  • дизайн может помочь сформировать новую культуру потребления, новые эстетические потребности: это должны быть предметы, изделия, с которыми человек хотел бы жить долго и охотно. Моральная продолжительность жизни вещей должна как минимум соответствовать их физической жизни;
  • дизайн может помочь направить потребности и эстетические идеалы на те, продукты и материалы, которые имеются в достаточном распоряжении и не наносят ущерба окружающей среде;
  • дизайн может повлиять на экономное использование ресурсов.

Способствуя повышению потребительской стоимости продукта и снижению затрат на его изготовление (рациональное использование материалов и энергии), дизайн тем самым помогает экологии и экономике.

Моделирование одежды