Одежда для подростков

Роль подростков в школе и дома особая. Это - старшие. В этом возрасте они вступают в молодежные организации.

Комплекс школьных дисциплин дает не только научные знания, но способствует формированию мировоззрения, учит понимать прекрасное, чувствовать «движение души». Этому в огромной степени способствует приобщение к миру искусств. Чем обостреннее восприятия произведения искусства, тем больше гарантий в том, что душа человеческая обретет чуткость к людям. Складывающиеся моральные и этические нормы, чувство ответственности проверяются «на прочность» в различных ситуациях. Активная разносторонняя жизнь подростка помогает самоутверждению его личности в общественно-полезных делах, благородных поступках. «Пятая трудовая четверть» (как и третий трудовой семестр у студентов) открывает подросткам широкие возможности в этом.

Приобщение к «взрослой» жизни по существу (а не через атрибуты, как у пионеров) делает и костюм подростка (что оказывается вполне естественным) сходным в основных чертах с костюмом взрослых.

В этот период проходит интенсивное формирование фигуры. У девочек (с 14 лет) развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков (с 15 лет) развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции подростков подобны взрослым, высота головы относится к длине тела как 1 : 7,5 или 1 : 8. Но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой короткое. Это делает фигуру стройной и легкой.

Основные силуэты решения одежды для девочек - полуприлегающий - наиболее стабильный и широко употребимый, приталенный - в этом возрасте наиболее приемлемый и прямой - в изделиях спортивного характера. Трапециевидный силуэт не всегда используется, но он очень выгодно подчеркивает динамизм движения девочки-подростка. Конкретная трактовка каждого силуэта, мера его наполненности в каждом участке одежды зависят от характера модного направления.

Оформившаяся фигура позволяет использовать самые разнообразные (но не противоречащие возрасту) конструктивные линии и сложный крой.

Гардероб девочки в целом определяется ее активной жизнедеятельностью, а поэтому общий стиль его, в основном, спортивный. В нем много унифицированных изделий (в силу непосредственного участия в многообразных, общественно-полезных делах). Но появляются и новые типы нарядных платьев, блузок, юбок, жилетов, различных дополнений в виде шарфов, косынок, зонтиков. Стабильная часть гардероба: пальто, плащи, куртки, комплекты повседневной, спортивной, домашней одежды, одежда для летнего отдыха, пляжные комплекты.

Основные силуэты одежды для мальчиков - прямой, свободной формы и полуприлегающий. Недавно с успехом использовался силуэт, расширенный в области плеч и суженный внизу, придававший фигуре мужественность.

Общий стиль гардероба мальчика спортивный, в него входят плащи, куртки, полупальто, комплекты повседневной, нарядной, домашней и спортивной одежды, комплекты для летних видов спорта и отдыха.

При общей сходности силуэтов одежды подростков и взрослых материалы для одежды этой возрастной группы должны избираться с учетом «озорной» молодости - более выразительные (чем в одежде взрослых) клетка, полоса, светлые тона. В этом возрасте уместно использование в костюме ярких или пестрых верхних сорочек.

Образное решение подростковой одежды составляет немалые трудности. При моделировании одежды для подростков необходимо сохранить образ юности формами костюма, самой системой его организации выразить присущие подросткам общий динамизм их натуры, бескомпромиссность, ориентацию на идеалы общества и идеальный образ, целеустремленность, не лишенную максимализма.

Если в образном решении одежды для детей ясельного возраста такие образы, как «заинька», «колокольчик», требуют для их воплощения работы с фактурой и с цветом материалов, и с общей формой изделия, то в решении одежды для подростков сама основа образа будет представлять собой ассоциацию не с чем-то единичным, а комплекс, цепь ассоциаций с разными явлениями, объектами, чувствами.

При этом одни ассоциации будут направлены на рождение формы, другие - на средства ее материального воплощения (пластические свойства, цвет, рисунок тканей), третьи - на конструктивное решение соответствия материалов форме.

Медико-биологические исследования, проводимые во всех промышленно-развитых странах, констатируют более быстрое в наш век физическое созревание подрастающего поколения (так называемая акселерация).

Физическая и, как правило, нравственная зрелость семнадцатилетних демонстрирует их «взрослость». Поэтому моделирование костюма, начиная с этого возраста, проходит по принципам моделирования одежды для взрослых.

Итак, детская одежда всегда развивалась в русле общих эстетических требований к костюму, и ее характер в значительной степени зависит от сложившейся на данном отрезке времени структуры костюма.

В те периоды истории развития культуры, когда костюм следовал за формами фигуры человека, образовывался по принципам ниспадания или свободного облегания, детская одежда благоприятствовала жизнедеятельности и развитию ребенка: не стесняла внутренних органов, не сковывала движений (романский и готический стили).

В иные периоды, когда в обществе господствовал костюм, основанный на каркасной системе его организации (корсеты, кринолины), одежда пагубно влияла на детский организм: деформировалась грудная клетка, смещались внутренние органы, нарушалось кровообращение, что приводило к тяжелым заболеваниям (костюм эпохи испанского Возрождения, стиль Барокко). Каркасная основа костюма оказывала пагубное воздействие и на психику ребенка: скованность движений способствовала развитию флегматичности, индеферентности, отчужденности.

Общие изменения в костюме, происшедшие к XX веку (утверждение оболочковой системы в организации костюма, упрощение форм костюма, соответствие их функциональным потребностям жизнедеятельности человека) отразились и на формировании детской одежды. Детская одежда все больше стала соответствовать фазам роста ребенка, приобретать свое художественно-образное выражение.

Социальная значимость одежды для молодежи