Одежда для детей старшего школьного возраста

Основные типы одежды для школьников уже сложились, подразделились по значению. Но теперь одежда приобретает все большую унификацию и целесообразность в связи с тем, что дети больше приобщаются к различным видам деятельности. Появляется необходимость в специализированной одежде (по видам спорта, профилю работы в учебных мастерских, в кружках). Проблема комплектной организации одежды становится актуальной.

Ребята взрослеют. В этот период складываются черты характера, начинают формироваться убеждения, идет осознание себя, как части коллектива. Систематические занятия дают представления о взаимосвязи различных явлений в природе и в обществе. Появляются серьезные увлечения какими-то школьными предметами, чтением художественной литературы, занятиями в кружках, спортивных секциях.

Фигура ребенка продолжает изменяться. Наступает новый этап быстрого роста: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Высота головы относится к длине тела как 1:7 или 1:7,5. У девочек появляется округлость груди, становятся шире бедра и икры, выявляется талия. У мальчиков расширяются плечи, отчего таз зрительно становится уже, талия выявляется более четко. Руки и особенно ноги удлиняются, пропорции всей фигуры приближаются к пропорциям фигур взрослых.

Одежда для девочек может быть выполнена в четырех силуэтах. Ведущим является полуприлегающий (длина около коленей), затем прямой силуэт (в изделиях спортивного характера); приталенный и трапециевидный силуэты с умеренным расширением книзу в основном характерны для изделий верхней демисезонной одежды.

Одежда для мальчиков может быть выполнена в прямом силуэте свободных мягких линий и полуприлегающем - стройном, небольших объемов. На базе первого возможны спортивные решения с использованием накладных карманов и деталей.

Особенности формирующейся фигуры девочки позволяют композиционный центр изделия располагать в верхней части, где от разнообразной формы кокеток с помощью сборок или рельефов можно образовать необходимый объем. Вырез горловины и форма воротников разнообразны. Успешно используются воротники со стойками и просто стойки. Форма окатов рукавов в зависимости от назначения изделия также разнообразна.

Композиционный центр может располагаться и в области оформляющейся талии, которая может подчеркиваться поясом, небольшим напуском свободного лифа (в изделиях прямого силуэта), расширением юбки от линии талии, которая в этом случае может быть чуть занижена.

В гардероб девочки входят школьная и пионерская формы, брюки, юбка, блузка, сарафан, спортивная куртка, плащ, пальто, платье.

Одежда мальчиков своей явной спортивностью и пропорциями приближается к молодежной одежде взрослых. Основной тип покроя - с рукавами реглан и втачными рукавами. Широко используется декоративно-конструктивная строчка деталей.

Гардероб мальчика состоит из школьной и пионерской формы, брюк, полукомбинезона, шорт, джемпера, верхней сорочки, спортивной куртки, пальто или полупальто.

Детей этого возраста отличает высокая общественная активность. В основном их силами проводится большая часть спортивных соревнований, праздников, тематических вечеров, где специально подготовленные ими костюмы помогают создать нужную атмосферу. С большим увлечением проходят в пионерских лагерях походы по родному краю, по местам революционной, боевой и трудовой славы отцов. Ребята бывают в экскурсиях на предприятиях, стройках. Перенести романтику трудовых будней в свои школьные мастерские, быть там похожими на взрослых умельцев помогут полукомбинезоны, рабочие фартуки, халаты с интересной эмблемой. Через детскую еще игру с внешними атрибутами ребятам легче проникать в серьезные тайны мастерства.

В связи с появлением в последние годы материалов новых структур, новых видов отделки и колористического оформления значительно расширился ассортимент изделий детской одежды:

  • из тканей тина болоньи и легких шерстяных тканей - распашные накидки без швов с капюшонами;
  • из двуслойных тканей и тканей двустороннего оформления - бесподкладочные пальто и костюмы;
  • из хлопчатобумажных плащевых тканей, вельвета, джинсовых и льняных тканей - комплекты для спорта и отдыха с взаимозаменяемыми изделиями;
  • из формоустойчивых тканей и трикотажных полотен - комплекты спортивного характера, состоящие из брюк, комбинезонов, шорт, юбок, с отделкой из кожи, трикотажа, в сочетании с цветными чулками или носками, рейтузами, трикотажными майками, свитерами или джемперами;
  • из нетканых материалов, сукна и драпа - комплекты (пелерины, жилеты, пальто, брюки) с декоративными деталями и отделками, характерными для одежды спортивного характера (погоны, кокетки, накладные карманы, цветные строчки, металлическая фурнитура);
  • из смесовых тканей и искусственной кожи, хлопчатобумажных тканей с водоотталкивающей пропиткой, вельвета, тканей с пленочным покрытием и отделкой лаке - куртки, пальто с подкладкой из искусственного меха, куртки-ветровки различной длины с разнообразными застежками;
  • из хлопчатобумажных и шелковых тканей с печатным рисунком пастельных тонов, гипюра, вуали, хлопкоподобных тканей новых структур гладкокрашеных и с печатным рисунком (клетка, полоска, горох) - платья для детских и молодежных праздников и выпускного бала.

Костюм может явиться предметом гордости за принадлежность к определенному виду деятельности, но унифицированное его решение не всегда может рассказать, чем занимается его обладатель. Эту функцию выполняет эмблема.

Эмблема - это символ, в краткой графической форме обозначающий сущность предмета, явления, вид деятельности (штурвал - обозначает принадлежность к морскому делу; колба - к занятиям химией или собственно науку; палитра, кисти, карандаш - изобразительное искусство).

Существуют символические обозначения родов войск. Средневековье создало эмблемы и гербы городов, знатных родовых фамилий. Изобразительная выразительность эмблемы чаще отличается скупостью и опирается на знание значения символических элементов.

Непонятность для непосвященных составляет для ребят определенную привлекательность и, наоборот, выделяет соратников по делу, что располагает к скорейшему сближению «единых духом».

Итак, образная сторона в решении одежды для школьников пионерского возраста в целом еще ждет своего решения. Она кроется в самом характере их коллективной жизни, в их общественно-полезных делах, в желании скорее включиться в общий трудовой ритм. Задача художника-модельера своими средствами помочь в создании атмосферы активного творческого поиска, трудового порыва, духа коллективизма. Это выдвигает конкретную необходимость - разработать интересные, с выдумкой, функционально направленные типы одежды. Разработка такой социально важной задачи не означает нивелировки в моделировании костюма, как не происходит этого и в самой жизни школьников. Общественная жизнь с ее задачами сочетается с жизнью в семье. Общение с родными, друзьями, посещение культурных учреждений - все это требует проявления индивидуальности и во внешнем виде.

Творческие источники в образном решении одежды нарядной, домашней, повседневной для детей школьного возраста могут быть самыми разнообразными, но ведущим остается народное искусство, национальный костюм. Такая одежда в значительной степени индивидуальна и здесь при разработке изделий с еще большим успехом можно рассчитывать на самодеятельные возможности самих, уже обладающих большими навыками в рукоделии ребят.

Одежда для подростков