Пластические свойства формы

Форма костюма создается путем конструктивного решения и сопряжения отдельных объемов или частей костюма. Линии, по которым происходит это сопряжение, называются конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, линии членения формы, от которых начинается изменение объема формы - подрезы, вытачки.

Если такие линии декоративно оформлены (строчкой, вышивкой, шнуром, тесьмой и т. д.), их называют конструктивно-декоративными. В таком случае сама конструкция выполняет эстетическую функцию.

Существуют также и чисто декоративные линии в виде полос вышивки, кружева, мережки, тесьмы.

Ткани и трикотажные полотна как основной строительный материал своими пластическими свойствами, степенью драпируемости определяют характер формы: ее мягкость, текучесть, скульптурную четкость или жесткую сухость. Следовательно, пластические свойства формы зависят как от конструктивного ее решения, так и от свойств материалов.

Материалы, выпускаемые промышленностью для производства одежды, можно систематизировать по виду волокна:

  • натуральные (растительного и животного происхождения)
  • искусственные (волокна, полученные путем механической и химической переработки сырья растительного и животного происхождения)
  • синтетические (волокна, полученные путем химической переработки угольных, нефтяных и других смол).

При изготовлении пряжи для получения тканёй часто используют смесь различных волокон, в достаточной мере отвечающей гигиеническим, механическим, технологическим, эксплуатационным и эстетическим требованиям.

Разнообразен сам процесс формирования нитей: они могут быть с большей или меньшей круткой, с фасонной круткой, буклированные, профилированные.

Различные способы ткацких и трикотажных переплетений способствуют производству тканей и трикотажных полотен не только с разнообразными фактурными поверхностями, но и различными пластическими характеристиками. Например, тонкие прозрачные капроновые ткани обладают некоторой упругостью. Из них выполняют пышные изделия, форма которых должна соответствовать легкости материала.

Изделия из таких тканей должны иметь минимум видимых швов (в прозрачных тканях швы огрубляют и утяжеляют внешний вид изделия).

Ткани «маслянистые», «льющиеся» (типа креп-сатина) обладают, как правило (благодаря сатиновому переплетению), хорошей отражательной способностью, блесткостью. Изделия из подобных тканей выполняют с достаточной мерой объемности, предусматривающей пластичное движение ткани на фигуре (что подчеркивается «игрой» бликов) или же слегка драпируют, тогда выразительность ткани поднимает форму изделия до декоративного звучания.

Ткани сухие (шерсть с лавсаном, лен с лавсаном) создают определенные технические трудности при изготовлении изделий, но обладают упругой пластичностью, они, как правило, окрашены в мягкие, спокойные тона. Из них хорошо «лепятся» формы сдержанные, слегка «оплавленные» или строго четкие (костюмы, платья, платья-пальто).

Итак, говоря о пластических свойствах формы костюма (ее геометрической четкости или мягкости, овальности или нервной прихотливости), мы всегда имеем в виду определенные свойства материалов, то есть между свойствами ткани и характером формы существует прямая зависимость. Это значит, что, если необходимо создать форму совершенно определенного геометрического вида, следует из огромного разнообразия тканей выбрать только те, которые своими пластическими свойствами в связи с определенным конструктивным решением смогут обеспечить постоянство этой формы.

Рисунок ткани