Пластическая организация форм костюма

Ритмическая организация различных элементов костюма, в том числе и отдельных частей его формы, в значительной мере определяет характер пластики формы костюма в целом.

Под пластикой костюма понимается постепенность в переходе одного направления его формы в другое.

Направление «движения» формы костюма, ее поверхности удобно проследить по изменению направления линии, принадлежащей этой поверхности. В костюме это могут быть конструктивные линии (край борта, линии вытачек, рельефа). При этом рассматривать линию и плоскость следует в одном направлении развития формы. И наоборот, если проследить движение линии, можно утверждать, что этот же характер движения, развития будет присущ и той поверхности, на которой она располагается.

Все разнообразие линий по их начертанию можно разделить на три группы: прямые, кривые с постоянным (окружности и их части - дуги) и кривые с переменным (параболы и спирали) радиусом кривизны.

Прямые линии и дуги выражают равномерное, спокойное движение, ибо в основе этого движения лежит метрическое повторение.

Линии с переменным радиусом кривизны (параболы, спирали) динамичны, они выражают ускоренное или замедленное движение, ибо в их основе лежит ритмическое повторение. (Ритмическое повторение в свою очередь основано на пропорциональном соотношении предыдущей величины с последующей.)

Любая сложная кривая фактически состоит из отрезков, соответствующих линиям одной из трех указанных групп.

Очертание силуэта костюма представляет собой более или менее сложную линию. Отдельные части силуэтной линии могут быть формообразующими. Например, существенной частью мужского костюма середины XIX века, был цилиндр. Его форма характеризуется отрезком вертикальной прямой, она же является формообразующей линией. В женском костюме второй половины XVIII века юбки, поддерживаемые панье (нижней юбкой на обручах), своей формообразующей линией имели параболу. Таким образом, ритмическая основа формообразующих линий одежды определяет характер пластической организации ее формы.

Пластическая организация формы изделия закладывается художником уже на стадии эскизирования. В эскизе выверяется характер пластического развития формы (характер «перетекания» поверхности из одной части формы в другую), прорабатывается характер каждой линии, их согласованность между собой и с силуэтными линиями формы.

Профессиональное отношение к созданию костюма подразумевает стремление выявить пластические возможности ткани, обыграть их, подчеркнуть (в отдельных случаях могут стоять обратные задачи - стушевать или попросту заставить данную ткань имитировать свойства другой ткани, например при макетировании). Пластическая проработка формы обеспечивается не только конструкцией, но и выбором технологической программы обработки изделия, самими приемами при исполнении операции.

Скульптурность формы изделий из формоустойчивых тканей достигается формированием каждой детали кроя при влажно-тепловой обработке, точным сопряжением их между собой.

Скульптурностью обладают формы верхней одежды. Живописность форм можно получить из легких скользящих шелковых тканей путем образования различных драпировок, припусков, сборок. «Трепет» ткани на фигуре при движении, бликование ее поверхности, игра света и тени в глубине драпировки будут создавать впечатление зыбкости, мерцания.

Таким образом, пластика формы костюма зависит от пропорций объемов, характера формообразующих линий, конструктивного решения формы, ритмической организации ее элементов, технологической обработки изделия и пластических свойств ткани.

Симметрия в организации костюма