Ритмические закономерности в организации костюма

Понятие ритма в общем виде - это определенное повторение элемента во времени или пространстве. Самое простое проявление ритма - это повторение одного и того же элемента через равные промежутки (времени или пространства). Такой вид ритма называют метрическим.

Нарастание самого элемента или промежутка между элементами характеризует пропорционально последовательный ритм.

В основе ритмических построений лежат пропорциональные отношения. Простой метрический ряд основан на тождественном повторении одной и той же величины. Поэтому его использование требует особого чувства меры, за пределами которого возникает ощущение однообразия и монотонности.

Сложный метрический ряд может, строиться на нескольких величинах, повторяющихся через свои равные промежутки. (По этому принципу строится большая часть композиций для тканей в полоску).

Ритмический (пропорционально нарастающий или убывающий) ряд основан на пропорциональном соотношении предыдущего элемента с последующим. Здесь используются иррациональные отношения (получаемые геометрическим построением).

Простой метрический ряд характеризуется статичностью. Ритмический ряд (в зависимости от его пропорциональной основы) с большим или меньшим ускорением развивается и характеризуется динамичностью.

Элементы костюма могут подвергаться метроритмической организации в вертикальном, горизонтальном, спиральном, лучевом, радиальном, параллельном (однонаправленном и встречном) и комбинированном направлениях.

Ритмической или метрической организации подвластны все свойства формы, ее части и детали. Использование в костюме только одного размера в его ритмической организации - явление редкое. Чаще можно видеть метроритмическое сочетание различных размеров. Согласованность этих размеров может основываться на их пропорциональной зависимости. Например, один размер метрического ряда организует фурнитуру (расстановку пуговиц), другой - ширину полос ткани, третий - светлотные отношения этих полос, следующий размер метрического ряда организует воланы платья, существенно влияя на его силуэт, то есть ритмизации подвергаются как детали, элементы, так и сама форма (ее силуэт).

Таким образом, проявления ритма в костюме весьма разнообразны. Ритмическая организация различных элементов и свойств формы является также сильным средством в получении целостной формы, поэтому ее, как и пропорционирование, относят к закономерностям в построении костюма.

Пластическая организация форм костюма