Стандартизация в условиях художественного проектирования одежды

Для промышленного производства одежды важно, чтобы разрабатываемые ассортиментные части костюма, такие, как платья, блузки, брюки, куртки, обязательно сочетались между собой и имели одну стилевую основу. Каждое предприятие должно иметь свое «лицо», свой фирменный стиль, но тем не менее все вместе они должны представлять определенное единство, в пределах которого стабилизируются, видоизменяются и развиваются части костюма, сосредоточивая в себе и отражая лишь значительные явления современности.

Сегодня невозможно проектировать изделия для промышленного производства без учета стандартизации, которая лежит в основе проектирования и опирается на гармонию и единство предметного мира.

Стиль в искусстве также не может быть воспринят без понятия стандарта, так как в пределах любого стиля существуют стабильные элементы, благодаря которым происходит фиксация определенных черт, характеризующих его. В основе, например, древнерусского искусства лежал канон, который выполнял функции современного стандарта.

Стандарт должен фиксировать на определенном этапе достижения в области науки, техники и эстетики и в этом смысле он является отражением стабилизации элементов и черт в качественном изменении костюма.

Стандартизация является важнейшим средством обеспечения и стимулирования процесса общественного производства, только эстетически полноценные современные стандартные элементы изделия позволяют создать определенный стиль и единство в одежде. В этом случае стандарт как категория чисто техническая становится категорией эстетической.

Известно, что модели - образцы промышленного проектирования - обладают скрытым художественным потенциалом, этот потенциал может быть обнаружен лишь в комплексе или типе изделия, в котором предусмотрены разнообразные серии моделей. На этой основе разрабатывается принципиальная структура типа изделий, в которой предусмотрено разнообразие серии моделей. Тип изделия формируется на основе отбора наиболее существенных, функционально и эстетически оправданных узлов и элементов изделий.

Блестящий пример отбора элементов для стандартизации являет собой народный костюм, при создании которого исходят из этнического и антропологического типа людей данной области, эстетических идеалов, технических условий производства, размеров куска ткани. При этом замечено, что все детали кроя при различных комбинациях в костюмах сохраняют геометрическое подобие, что чрезвычайно важно для экономного использования тканей.

Таким образом, с одной стороны, стандарт - это жесткая система связей унифицированных узлов и деталей, с другой - гибкая система, состоящая из набора определенных функциональных узлов и деталей, непременным условием которой является вариантность использования их без утраты образности изделия.

Стандарт и мода - не взаимоисключающие понятия, ибо стандарт включает в себя рациональное, разумное прогрессивное и новое, классическое с точки зрения современности, что зачастую приносит мода. Иногда модные вещи входят в арсенал стандартных, а стандартные, такие, например, как джинсы, становятся модными.

Что же может быть подвергнуто стандартизации в костюме? Прежде всего, в костюме могут быть стандартизированы следующие детали:

  • Воротники
  • Манжеты
  • Карманы
  • Части лифа, юбки

могут быть стандартизированы или унифицированы отдельные конструктивные узлы, например, плечо - рукав, или целая конструкция изделия (классический покрой «принцесс» или реглан, кимоно).

На основе сочетаний стандартных элементов можно создать самые разнообразные варианты моделей. Однако важным для современного стандарта является способность моделей при различных вариациях сохранять образную выразительность, гармоничность, соразмерность деталей. Так, на рисунках показаны модели, разработанные на одной конструктивной основе в сочетании с различными видами отделки, карманов и воротников. В каждом из представленных вариантов моделей мы видим определенную образную новизну при сохранении единого конструктивного решения.

Закономерности композиции костюма