Художник в процессе работы над формой (в поиске пропорциональных отношений отдельных ее частей, ритмической организации ее элементов, пластической проработки формы, использования цвета) стремится достичь определенной целостности, выразительности формы.
В результате длительного композиционного поиска мы получаем форму с определенными свойствами, основными из которых являются соподчиненность частей, статичность и динамичность, композиционное равновесие, гармоническая целостность.
Целостность формы возникает в результате соподчинения всех ее частей и элементов.
Установление четких визуальных отношений (контрастных или нюансных) отдельных объемов формы, различных фактур и пластических свойств материалов, цветовых отношений, а затем средствами пропорционирования достижение гармонических отношений в сравниваемых величинах приводит как следствие к соподчиненности этих величин, с одной стороны, а с другой - все эти действия подчиняются в процессе работы задаче выявить главное, что определяется назначением изделия.
Таким образом, соподчиненность частей и элементов формы есть свойство формы, достигнутое в результате всей проделанной работы.
Целостность формы и соподчиненность ее элементов связаны между собой как следствие с причиной.
Статичность формы костюма - это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе.
Форма костюма, приближающаяся к квадрату, кругу, статична. Симметрия, четко располагающая все элементы композиции относительно своей оси, обеспечивает жесткий порядок, не допускающий никакого движения. Этому способствует метрический ряд, основанный на тождественном повторении и элементов, и расстояний между ними.
Динамичность - явление противоположное статичности. Оно олицетворяет жизнь, развитие. В основе динамической композиции лежат живые пропорции «золотого сечения» и близкие к нему простые и иррациональные отношения. Они дают начало ритмическому размеру, динамическим членениям формы костюма, соотношениям цвета и фактуры материалов.
Пространственная организация частей и элементов формы осуществляется симметрией. Здесь сосуществуют контрасты и нюансы.
Всякое развитие характеризуется состояниями активного движения и относительного покоя. И композиция как система, отражающая наиболее общие закономерности развития жизни, в зависимости от идейной направленности автора будет своими средствами утверждать то или иное жизненное проявление.
Наши социальные гуманистические завоевания обеспечивают каждому человеку право на активное участие в общественной жизни. Эта внутренняя активность человека находит отражение в композиционном решении костюма. Абсолютная статичность костюма по всем свойствам формы - явление противоестественное.
Костюм строится, как правило, на взаимном проникновении динамических и статических начал: асимметрия проявляется в симметричной композиции, метрический ряд действует там, где речь идет о простейших элементах композиции костюма (расстановка пуговиц и образование складок), чаще используют периодический ритм и собственно ритмический порядок, пропорции в костюме предпочитаются динамические. И такое сильное средство композиции, как цвет, своим нюансным и контрастным отношением к данным человека с учетом многообразия факторов, обусловливающих его использование, все-таки в большинстве случаев помогает утверждать динамическую основу в гармонически целостной форме костюма.
Композиционное равновесие - такое состояние формы костюма, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие в композиции нельзя проверить расчетом или геометрическим построением. Оно основывается на развитой интуиции художника.
Распределение объемов, площадей цвета и фактуры материалов характеризует организованность формы костюма. Средством, обеспечивающим достаточно простое восприятие пространственной организации формы, является симметрия. Она подчиняет себе все свойства формы, предоставляя им возможность повторяться. В асимметрично организованной форме зависимость всех компонентов костюма строится на тонкой пропорциональной уравновешенности, сложности ритмических построений (чаще в тканях), живописности пластической проработки форм.
Гармоническая целостность формы - итог многотрудной деятельности художника по отысканию соразмерности всех составляющих форму частей, элементов, свойств. Использование закономерностей и различных средств в их гармонизации основывается на богатых знаниях, тонко развитом чувстве формы и высоком мастерстве художника.
Гармоническая целостность формы костюма достигается не только тонко прочувствованной соразмерностью всех частей, элементов, свойств формы, что составляет основу тектоничности формы; она зависит и от социально-психологических факторов, функционального назначения, эргономических факторов.
Если форма удовлетворяет всем этим требованиям, она становится общественно значимой, становится синонимом прекрасного, характеризуя определенный период времени, а в практической деятельности становится эталоном, образцом в создании целого ряда ее вариаций.