Цвет в организации костюма

В женском костюме XX века особая роль отводится цвету, так как форма его уже не имеет тех сложнейших конфигураций, какие можно видеть в женском костюме XVII или XVIII веках. Более того, изготовление костюма индустриальными методами позволило делать серии уникальных по форме костюмов, но из различных тканей или со всевозможными дополнениями.

Цвет в XX веке не только приобретает роль одного из средств композиции, но в ряде случаев имеет самодовлеющее значение. Отсюда понятно, почему ученые - физики, химики, психологи - так много посвящают трудов изучению вопросов цвета в разных областях художнической деятельности, особенно в дизайне среды.

Однако надо сказать, что в области костюма и текстиля очень мало разработок, которые могли бы быть серьезной основой для использования в практике. Теофил Готье совершенно справедливо заметил, что необходимо знать азбуку того искусства, в котором желаешь быть художником.

Цвет является одним из важных информационных свойств предмета. Цвет является популярнейшей формой эстетического чувства вообще. Цвет, более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это особенно имеет значение, поскольку разнообразие моделей достигается и за счет применения разных тканей и их цветовых комбинаций.

Через цвет мы получаем информацию о материале; «тяжесть» или «легкость» цвета дают нам первые представления об образе модели или предмета. Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет способствует выделению предмета из общей среды, отделяет его от других предметов. Благодаря цвету, мы получаем первые ощущения и воспринимаем предмет, знакомимся с его содержанием.

Наблюдая окружающие нас предметы различного цвета, можно обратить внимание на следующее: белые предметы в тени кажутся серыми по сравнению с ярко освещенными белыми предметами. Предметы же красные, зеленые, синие, фиолетовые и в тени остаются красными, зелеными, синими, фиолетовыми, становясь лишь более темными. Серые цвета отличаются от белых только тем, что они темнее белых. Красные же, зеленые, синие, фиолетовые цвета отличаются как от белых, так и друг от друга прежде всего тем, что одни из них красные, другие зеленые, третьи синие.

Известно из физики, что в спектре (радуге) нет белых и серых цветов. Бело-серые цвета составляют особую группу. К ним надо добавить еще черные, которых тоже нет в спектре, и которые отличаются от серых лишь тем, что они еще темнее.

Белых цветов много. Обычная писчая бумага, мел, мелованная бумага, снег, гипс, белила имеют белый цвет. Серых цветов тоже много. Нередко среди них встречаются такие, которые похожи на черные. И черных цветов много: черный бархат темнее черного сукна, черное сукно темнее черной фотографической бумаги.

В науке о цвете, цветоведении, белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык с греческого - бесцветные; хромое означает цвет), все же остальные цвета - хроматическими (в переводе - цветные).

Ахроматическими цветами называются лишь чисто-белые, чисто-серые и чисто-черные цвета. Цвет, имеющий хотя бы ничтожный, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, то есть только тем, что одни из них светлее, а другие темнее.

Хроматические цвета, так же как ахроматические, отличаются друг от друга по светлоте. Например, синий ультрамарин темнее красной киновари, красная киноварь светлее краплака. Но, кроме того, хроматические цвета отличаются друг от друга тем, что одни из них красные, другие желтые или синие. Тот признак цвета, который имеют в виду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и, в цветоведении обозначают термином цветовой тон.

Следовательно, хроматические цвета отличаются друг от друга не только по светлоте, но и по цветовому тону.

Естественной шкалой цветовых тонов является спектр. Рассматривая спектр, на одном его конце видим фиолетовые цвета, то есть цвета, переходящие от синих к красным, а на другом - красные, вишневого оттенка, как бы приближающиеся к фиолетовым.

Между спектральными цветами фиолетовыми и красными находятся цвета пурпурные. Добавив пурпурные цвета к спектральным, можно спектр замкнуть в кольцо - цветовой круг, то есть расположить все спектральные и пурпурные цвета по кругу. В цветовом круге выделяются четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Во всех остальных цветах можно обнаружить наличие какого-либо из этих цветов. Эти четыре цвета называются главными цветами.

Если разделить цветовой круг пополам, где цвета сгруппируются по признаку цветового тона, то есть в одной его половине расположатся красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, а в другой - голубо-зеленые, голубые, синие и сине-фиолетовые, то получим две части круга с цветами, которые называют теплыми и холодными.

Те цвета, которые напоминают цвет накаленных тел, - теплыми, а цвета, напоминающие даль, воду, лед, металл - холодными. Однако все хроматические цвета будут меняться в зависимости от примеси серого, черного или белого. Если добавить к каждому из цветов черный или белый, получится бесконечный ряд оттенков, имеющих один цветовой тон, которые ослабляют основную его цветовую характеристику. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называется насыщенностью цвета.

Термин «насыщенность» художники чаще всего заменяют термином «интенсивность». Этот последний термин употребляется и в науке о цвете, только в ином значении. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от его светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются более светлые цвета, а при равной светлоте более интенсивными оказываются более насыщенные.

Теплые тона зрительно увеличивают поверхность предмета, холодные уменьшают. Вся теплая часть цветов расположена в верхней части цветового круга, а холодная - в нижней.

Влияние цвета на человека является результатом сложного взаимодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют неодинаково на всех людей, что связано с социальной и национальной принадлежностью лица, условиями, в которых воспринимается цвет.

Один и тот же человек будет различно относиться к цвету предметов: книги, платья, здания. Цвета могут расцениваться с различных точек зрения: красный цвет на плоскости стены может быть нехорош для платья. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эмоциональное действие цвета имеет две главные причины: непосредственно физиологическую (возбуждающее или успокаивающее действие) и ассоциации, которые с ним связываются.

Однако нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия является чрезвычайно сложным и многообразным.

В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.

Сила и мощь, богатство дарований, глубина разума и верность эстетического чутья народа проистекают от того, что народ и природа составляют одно целое, одну истинную и разумную жизнь, поэтому народное искусство всегда правдиво и прекрасно.

Среди народных вышивок, глиняной утвари, народных домотканых ковров и других предметов материальной культуры народа нельзя найти образцов, которые бы не вызывали восхищение разнообразием цвета, рисунка и гармонией цветовых сочетаний.

Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовой цветовых сочетаний.

Большинство людей одинаково реагируют на один и тот же цвет, иногда особая реакция человека на определенный цвет обусловлена ранними ассоциациями, но затем забытыми. Существуют и некоторые отклонения от нормы (так, дальтоники не могут верно воспринимать цвет). Реакция на цвет у людей колеблется от цветовой слепоты до сверхчувствительности. Бывает, что чувство цвета также сильно обострено, как и чувство запаха, вкуса или слуха. Люди с повышенной чувствительностью к цвету являются прекрасными колористами. По сведениям ученых цветовая чувствительность людей меняется даже у тех, кто обладает нормальным цветовым зрением, что зависит от возраста, состояния здоровья, образа жизни и трудовой деятельности. У каждого человека имеется любимый цвет или цветовое сочетание. Но склонность к тому или иному цвету меняется - с годами любимыми цветами становятся пастельные тона.

Некоторые ассоциации, вызываемые определенным цветом, могут влиять на эмоциональное состояние человека, но чаще человеческое восприятие цвета неосознанно, то есть без приобретенного условно-символического отношения к нему. Дети, которые не осведомлены о цветовой символике и имеют небольшой ассоциативный опыт, одинаково относятся к различным цветам.

Обычно отношение к цвету такое же, как и к музыке, которая сама по себе минорная (грустная) или мажорная (веселая).

Цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека.

Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека:

  • теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) - энергичные, возбуждают
  • холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) - сдержанные и спокойные, успокаивают.

Эффект колористического предпочтения убывает в такой последовательности:

  1. красный
  2. синий
  3. фиолетовый
  4. зеленый
  5. оранжевый
  6. желтый
  7. черный

Красный цвет наиболее популярен у детей и женщин, синий - у мужчин. Женщины более чувствительны к цвету, чем мужчины. Чистым цветам люди отдают больше предпочтения, чем оттенкам, на небольшой площади. А на больших пространствах оттенки или различные цветовые переходы дают больший эффект.

Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, спокойствие, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику.

Люди заметили, что красный цвет нередко вызывает головную боль и усталость, чувство тепла и учащение пульса, поднимает артериальное давление, то есть сильно возбуждает человека. Возможно, поэтому в испанской корриде используется красный плащ, который скорее возбуждает матадора, а не быка (как считают многие), так как все животные (кроме человекообразных обезьян) - дальтоники.

Зеленый цвет - цвет растительности, успокаивая человека, он снижает артериальное давление. Еще в древности на Востоке считалось, что продолжительный взгляд на зелень листвы или на изумруд (крупную бирюзу) способствует отдыху уставших глаз.

Фиолетовый цвет благотворно действует на легкие и сердце, повышает их выносливость.

Желтый (золотистый, оранжевый или розовый) взбадривает и вызывает чувство тепла, веселое настроение, способствует умственным занятиям, повышает аппетит.

Черный цвет, наоборот, вызывает угнетение, давит на человека. Цвет ассоциируется с темнотой и мраком, холодом, к чему древние люди испытывали непреодолимый страх.

Однообразный серый цвет, как и черный, может вызывать угнетение, а розовый – бодрость

Голубой (синий) цвет замедляет пульс и снижает давление, выравнивает дыхание. Обычно этот цвет применяется при лечений людей, страдающих заболеваниями нервной системы и органов дыхания.

Пытаясь объяснить эти явления с психологической и физиологической точек зрения, ученые определили, что человеческий глаз различает 130-250 цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных. Художники наделяют вещи цветовой символикой.

Цвет в костюме зависит от окружения, предметно - пространственной среды, фактуры, формы самого костюма, звуков, движения человека в костюме, то есть всего многообразия факторов, связывающих человека с его окружением.

Задачей художественного проектирования является синтез элементов предметно-пространственной среды на базе абстрактных знаний о ней. Одной из сфер абстрактного знания является знание о цвете, его особенностях, свойствах, его восприятии разными людьми.

Художник, приступая к проектированию, обязательно должен в процессе творчества вступать в контакты с людьми смежных специальностей: инженерами, психологами, эргономистами, которые расширяют его познание цвета, а отсюда - сущность объекта, который он проектирует, ибо художник не может ограничиться чисто интуитивным его ощущением; для художника важно создать целостный образ костюма.

Цветовая композиция костюма