Творческие характеристики французских модельеров

Старейшей французской фирмой, существующей с 20-х годов, является фирма «Шанель». Основатель фирмы Габриэль Шанель сумела понять и передать в своих моделях образ и стиль деловой элегантной женщины XX века. Она разработала модели демисезонных полупальто, костюмов, юбок и блузок, платье-костюмов.

Несмотря на частые смены моды, ее изделия отличались стабильной длиной - ниже коленей.

Цвета для тканей она находила в колорите живой природы - цвета пшеничного поля, ржаного хлеба, смородины, розы, сирени и в дополнение к ним - черные и белые.

Фактуры тканей - рыхлые, разреженные, с рисунком в полоску или клетку; чаще всего модели выполнялись из ткани пье-де-пуль и пье-де-кок. Края борта и низа жакета отделывались специальной тесьмой. Костюмы всегда дополняются блузками с бантами и фурнитурой из блестящего металла (пряжки, цепи, клипсы, брелки).

Шанель принадлежит изобретение маленького черного платья для вечера.

Фирма Ив Сен Лорана существует с конца 50-х годов. Он работал у знаменитого Кристиана Диора и после его смерти открыл свой собственный Дом моделей в 1961 году В 1962 году Ив Сен Лоран выступал со своей первой коллекцией моделей, созданной по морским мотивам. Основным его девизом при создании моделей было «мужское в женском». Он пытался использовать черты мужского костюма в женском (женские смокинги, квадратные плечи, обувь на «платформе»). Он вдохновлялся русским балетом, народными костюмами России, Африки, Испании, Китая и каждый год давал новые коллекции по этим мотивам.

В 1978 году он воплощает в костюмы «бродвейские мотивы» - появляется спенсер и канотье, в 1979 году - жакеты военизированного характера со стойками; в 1980 году он посвящает свою коллекцию поэтам и писателям, в частности Аполинеру, Арагону, в 1981 году - заимствует цвета и формы из полотен Матисса.

В 1982 году Ив Сен Лоран вводит мотивы индийского искусства в современную коллекцию, а в 1985 году предлагает асимметрию белого и черного цвета и укороченный жакет и брюки в женском костюме.

Одним из выдающихся современных модельеров является Пьер Карден. По образованию он архитектор и свое умение строить, видеть целое, состоящее из простых, гармонически сочетаемых объемов, перенес и в одежду.

Он заявляет, что «строить» одежду так же легко, как здание или мебель. Пьер Карден - один из немногих модельеров мира, которые занимаются конструированием и моделированием не только одежды, но и мебели, детских игрушек, оборудованием интерьеров, проектированием посуды и так далее.

Он создал свой стиль, который хорошо отражает современность. Его популярность приносит ему большие доходы. Основным принципом в моделировании он считает нахождение соотношения плеч и бедер и отражает его в новых пропорциях. В его моделях очень часто можно видеть сочетание темных и белых тонов, скромный грим, асимметричное решение костюма, съемные детали. Его модели отличаются острыми сочетаниями геометрических форм.

Фирма «Нина Риччи» существует с 50-х годов; в настоящее время созданием коллекции моделей руководит Жерар Пипар, который акцентирует внимание зрителей на игре цветовых сочетаний. Эта фирма пропагандирует женственность и изящество в моделях; для нее характерны приталенные изделия из тканей с различными фактурными и цветовыми эффектами для вечерних туалетов; для этой фирмы также характерны классического типа пальто и платья, костюмы со скромными белыми воротниками и небольшими бантами.

Последние годы в связи с укреплением международных связей (в частности, с фирмой «Пьер Карден») в Москве организован Центр моды «Люкс». Этот торговый Центр компьютеризирован, обслуживание покупателей является образцом быстроты и отличного качества. Сотрудниками Центра проводится опрос покупателей с целью улучшения обеспечения их новыми товарами. В этот Центр поступают товары, изготовляемые в основном по лицензиям и лекалам западноевропейских стран. Такая форма сотрудничества позволяет быстро выявить рациональные принципы в проектировании и моделировании одежды за рубежом.

Одной из форм интернационального сотрудничества является проведение внутрисоюзных и международных фестивалей моды. Крупнейшим событием в мире моды является фестиваль в Париже, проведенный в сентябре 1987 года, где присутствовало более 7,5 тыс. специалистов разных стран и 200 тыс. зрителей. Фестивали являются также своеобразной школой моделирования.

Фирмы «От кутюр», стремясь удержать престиж лидеров мировой моды, понимают, что жить доходами от продажи единичных уникальных модных изделий нельзя, нужно создавать модели и для массового производства, ибо уникальные изделия этих фирм могут лишь будоражить воображение, но не могут быть куплены большинством населения.

Поэтому параллельно в 50-х годах организуются фирмы «Pret-a-porter» - производства готовой модной одежды в небольших сериях. Изделия, создаваемые этими фирмами, по цене доступны людям со средними доходами. Мода даже предлагает очень современные, интересные, но несложные изделия и как бы стирает грани между классами в костюме. Одежда, изготовляемая этими фирмами, по форме, цвету и материалам мало отличается от изделий фирм «От кутюр», но она дешевле. В настоящее время фирмы «Pret-a-porter» имеют собственный путь развития, то есть они отошли от форм, предлагаемых фирмами «От кутюр», и с успехом конкурируют с ними.

Вместе с этим моде зачастую сопутствует антимода, которая на определенном этане разрушает сложившую ее систему ценностей. Например, 1966-1967 годах ознаменовались на Западе появлением одежды хинин, в которой механически соединялись элементы народных костюмов разных кич, стран и дополнялись различными элементами типа кошелька на груди, лентой па голове, брелками различного характера.

В 1969 году появляется мода макси, которая также исходит от хиппи, а с 1970 года начинается смешение всех мод, в результате чего возникает так называемая «цыганская» мода, которая проявляется в виде развевающихся юбок и платков, самодельных одеяний из джинсовой выцветшей ткани, вечерних туалетов военизированного образца и моды кич.

В 80-е годы развитие получила мода панков. Кризис моды, появляющийся в этих формах одежды, явление не случайное. Он отражает целый ряд резких изменений, потрясших мир моды.

«Нельзя подвергнуть сомнению этот масштаб ценности, не испытывая подсознательного чувства, что вообще все ценности находятся в опасности. Затрагивая моду, затрагивают сами основы общества»,- пишет известный французский искусствовед Бруно дю Розель.

Механизм моды основан на том принципе, что, едва родившись, мода уничтожает самое себя. Но чтобы появившиеся идеи и формы в костюме стали модными, необходимо, чтобы они были одобрены большинством, стали увлечением, а для этого нужно определенное время для адаптации моды в различных социальных группах.

Чтобы быть выделенным, надо быть редким, но чтобы стать предметом всеобщего увлечения, надо быть доступным. Поэтому предмет должен быть похож на редкий.

Увлечение как фактор поддерживает капиталистическое производство, так как, с одной стороны, его задача создать произведение, а с другой - продать его. Поэтому многие модные дизайнеры на Западе работают исключительно для того, чтобы создать это впечатление редкостности и новизны.

Таким образом, с одной стороны, мы видим естественность механизма действия моды, с другой - искусственность самой игры, то есть непостоянство моды. Но можно ли в таком случае всерьез относиться к ее проявлениям, если существует такое противоречие в самом ее существе?

Формообразование костюма и прогнозирование моды