Образно-ассоциативная основа творческого решения композиции костюма

«Все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платье». Искусство создания костюма имеет своей целью преобразить человека. Образность костюма - понятие сложное, мало изученное.

Анализируя практическую деятельность художника-модельера, можно определить три наиболее четко очерченных типа образного решения костюма.

1. Обобщенно-символическое решение костюмов, при котором образность достигает высшей меры обобщения и приобретает особую значимость. Такие костюмы превращаются в символ Родины, народа, времени (например, работа Т. Осмеркиной платье под девизом «Россия», работы прибалтийских модельеров под девизом «Янтарный берег» в советской коллекции на международной выставке «Одежда-67» в Москве).

2. Образ-картинка, где образность выступает в несколько бутафорско-театрализованном плане, как бы воскрешая картинки деревенского быта, напоминая дымковскую игрушку.

3. Ассоциативный образ, где образность в решении костюма присутствует столь деликатно, что он воспринимается вполне жизненным, современным. Костюм при этом лишь или приобретает «аромат народности», или несет в себе едва уловимый намек, или эмоционально окрашен.

Первые два типа образного решения костюма связаны с работой выставок, последний дает возможность в рамках международной моды решать свои национальные задачи. Xудожнику-модельеру приходится также решать повседневные задачи, выдвигаемые массовым производством одежды. Таким образом, диапазон в творческом решении композиции костюма весьма широк.

Откуда же художник черпает идеи в своем творчестве? Как рождается творческая мысль?

Замечательный русский физиолог И. П. Павлов раскрыл сущность и механизм процессов нервной деятельности человека, дал ключ к пониманию процессов мышления, творческой деятельности головного мозга.

Мышление - психологический процесс, благодаря которому человек отражает предмет и явления действительности в их существенных признаках, рассматривает разнообразные связи, существующие в них и между ними.

И. П. Павлов установил, что мышление основывается на элементарных ассоциациях, стоящих в тесной связи с предметами окружающей среды. Это и есть момент рождения мысли. Элементарные ассоциации затем составляются в более сложные цепи ассоциаций, образуя более развитые, сложные мысли.

Таким образом, предпосылкой к творческой работе мышления является взаимодействие человека с окружающим его миром. И чем многообразнее это взаимодействие, тем больше стимула для движения мысли, шире возможность ассоциативной работы мозга.

Взаимодействие художника с окружающим его миром выражается в изучении им природы, многообразных форм проявления в ней прекрасного, в изучении объектов материальной и духовной культуры человеческого общества.

Обращение к природе предполагает поиск гармоничного взаимодействия содержания (биологической функции организма), формы (способа существования организма) и материала {из чего сложен сам организм).

Графическое изучение формы, ее организации, пластической выразительности, а затем цветовых и фактурных отношений раскрывают эмоциональную выразительность биологического объекта.

Обращение к объектам материальной и духовной культуры человеческого общества как к творческим источникам требует большой культуры чувств, эрудиции, ибо они включают в себя определенное мировоззрение своего создателя, своей эпохи, которое проявляется не через одно какое-то качество объекта, а во взаимодействии свойств и качеств. Поэтому-то анализ этих объектов - процесс сложный, и выделение свойств, возможных для дальнейшего использования их в своих творческих замыслах, должно проводиться с очень большим тактом.

Данные, представленные на схеме, отражают рациональную, осознанную сторону творческого процесса в поиске решения задания. Здесь четкость в определении задания обусловливает характер творческого поиска, выбор средств и во многом предрешает успешность завершения работы.

Одновременно с этим процессом в творческой деятельности художника проходит другой - иррациональный, неосознанный процесс, но часто оказывающий существенное влияние на конечный результат его работы. Этот процесс не подвергается обработке логическим аппаратом мышления (второй, сигнальной системой), в нем могут быть с точки зрения формальной логики непоследовательность, изъяны. Но, опираясь на материал, не охваченный осознанным действием, такой процесс часто в критические моменты предоставляет в распоряжение осознанного, рационального действия материал забытый, не включенный в сферу непосредственного действия, но необходимый для завершения конечного результата. Этот процесс работы творческой мысли получил название интуиции.

Обогащение памяти представлениями различных форм, накопление таких представлений и составляет тот необходимый материал, из которого в дальнейшем окажется возможным создавать новые образы.

Изучение содержания образов, даже самых фантастических, показывает, что они представляют собой своеобразные комбинации отраженных в сознании отдельных элементов реально существующих предметов.

Воображение - своеобразная форма отражения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании имеющихся представлений и понятий и создании на их основе образов, практическая реализация которых приводит к появлению материальных и духовных ценностей.

Создание образа воображения предполагает проведение предварительного практического или умственного анализа предметов и явлений. Выделенные благодаря анализу части и признаки предметов соотносятся, синтезируются в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в преобразованном, новом виде и содержании.

В поиске нового типа костюма определяющим является поиск формы.

Он может проходить:

  • По пути ассоциативного ее решения с каким-либо творческим источником (формой природных материалов, элементами и формами техники, архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюма);
  • по аналогии с каким-либо творческим источником (с костюмом историческим, народным или современным);
  • в плане поиска нового решения (в этом случае определяющей является интуиция автора, подкрепленная его многообразными знаниями, художественным мастерством, пониманием логики развития костюма).

Поиск фактуры и цвета предполагаемой формы изделия также может проходить ассоциативно или по аналогии с чем-то, но уже в иных сферах, чем форма. Облачение формы в неожиданные материалы создает основу для качественно нового восприятия этой формы. Возникает наслоение - цепь различных ассоциаций, представлений, которые в связи с данным образом человека создают новый образ.

Творческая работа по созданию нового типа костюма на основании уже избранного конкретного источника может включать некоторые известные приемы: вычленение из целостного образа предмета какого-либо его свойства; соединение вычлененных свойств; усиление или ослабление свойств или качеств; перенос этих свойств или качеств на объект творчества.

Приведем пример. Влияние технического прогресса на эстетическую сторону изменения предметной среды общеизвестно. В XX веке развитие больших скоростей вызвало к жизни формы, совершенные не только с точки зрения аэродинамики, но и эстетической. И формы, так называемые «сигарообразные», «веретенообразные», стали ведущими не только в технике, где это вызывалось необходимостью, но и в быту, в одежде.

А в 1958 году коллекция французского модельера X.Диора, в которой ведущей формой был шар, а основным материалом - тафта, обладающая устойчивостью и блеском, ошеломила мир своей неожиданностью (в это время в костюме господствовали мягкие текучие линии) и в то же время актуальностью. Весь мир, так или иначе, подхватил эту идею и начал всяк по-своему интерпретировать ее.

В чем успех этой коллекции? Не в том ли, что помимо новизны формы самой по себе, в ней ассоциативно угадывалось сходство с формой первого космического спутника Земли, а блеск тафты напоминал блеск поверхности спутника?

Во всяком случае, богатство ассоциаций и чувство меры, такт, с каким была решена эта коллекция, обращение к образу женщины, ее резкое преображение обеспечили достаточно долгий успех этому типу костюма.

Широкое распространение этой идеи свидетельствовало о рождении нового художественного образа в решении костюма.

Художественный образ в искусстве создания костюма - это гармоническое единство образа человека и характера костюма в определенной среде.

Создание системы образов (взаимосвязанных и взаимообусловленных) в моделировании костюма выражается в коллекции моделей одежды.

Коллекция состоит из серии ансамблей, разработанных по задуманному сценарию, где каждый ансамбль наделяется своим образно-смысловым содержанием. И если для образного решения отдельных изделий достаточно ассоциации с чем-то, а в решении ансамбля - цепи ассоциаций из разных сфер, то образ коллекции будет характеризоваться большей емкостью.

Утверждение гуманистического отношения к человеку, творческое осмысление человеческих потребностей и выражение их в новых художественных формах связано с обдумыванием большого комплекса проблем (идеологической, социально-психологической, этнической, половозрастной, проблемы конструктивного решения и технологической обработки новой формы, экономической проблемы). И в связи с этим модельером проводится строгий отбор образов-идей, через которые можно провести все эти проблемы, то есть творческая з а д а ч а, решаемая художником-модельером (как и художником слова, кисти, резца), заключается в поисках максимально выразительной формы для воплощения системы своих идей. В основе же каждого такого образа-идеи будет лежать сложная цепь взаимосвязанных ассоциаций.

Мышление художника требует не только мотивов, возбуждающих фантазию, но и постоянного упражнения в решении логических задач. От первого ощущения объекта или явления до создания па его основе художественно-образного произведения путь огромный и сложный. В самом общем виде структура творческого мышления представлена на схеме.

Эмоциональное ощущение объекта влечет за собой изучение, осознание логики его формообразования. Сознательное восприятие объекта (наблюдение и анализ формообразования), накапливаясь, образует некоторый багаж: в плане визуальной информации (это могут быть наброски, зарисовки) и в плане анализа формообразования (выяснение анатомического строения, освоение теории цветовых сочетаний).

Этот материал представляет собой прямой продукт целенаправленного действия, готовый к использованию, применению в конкретной творческой работе. Одновременно с отбором нужных впечатлений и их освоением через наше сознание проходит и «лишний» материал, ненужный в непосредственной работе. Неосознанный, он тоже накапливается и составляет побочный продукт пассивного восприятия. Впоследствии этот материал может как бы неожиданно всплыть в нашей памяти и оказаться весьма полезным в решении творческой задачи. Это явление называют интуицией.

Накопленный прямой продукт целенаправленного действия (банк данных) дает возможность в любое время вызвать, воспроизвести в памяти образ, представление того или иного объекта. Материал банка данных подвергается обработке по выделенным у объекта ведущим и второстепенным признакам. Второстепенное опускается, происходит обобщение, типизация (выявление наиболее характерных свойств); в творчестве модельера эта работа выполняется на уровне несложных композиций костюма.

Анализ формообразования изучаемого типа приводит на этом уровне к образованию обобщенных понятий о данном объекте, логике его развития. Дальнейшая работа в творческом поиске приводит уже к возможности создавать художественно-образные сложные композиции (ансамбль или коллекция моделей). Именно на этом этапе - накала творческого напряжения - так важно счастливое озарение, прилив вдохновения, включения той самой интуиции, того, пока невостребованного материала, подсознательно живущего в нас.

Логическим завершением аналитического поиска является теоретическое обоснование разработки нового художественного образа и организации коллекции, включая вопросы формообразования, подготовки материалов и оборудования для воплощения (реализации) творческих разработок.

Зрительные иллюзии