Закономерности композиции костюма

Проектирование изделий, составляющих костюм, включает в себя несколько этапов:

  • выявление ассортимента изделий;
  • анализ этих изделий с точки зрения их функциональности, эстетических, технических и других требований;
  • определение перспективы развития выбранного ассортимента изделий;

разработка изделий данного ассортимента с учетом перспективы развития: его эстетической концепции (композиция формы, характер материалов, колорит) и технического решения (конструктивные решения, выбор оборудования и определение технологического цикла изготовления).

Разработка эстетической концепции изделия начинается с поиска композиционного строя изделия.

Композиция (лат. compositio - составление, соединение) - значимое соотношение частей художественного произведения. Это понятие используется на практике в нескольких значениях. Композиция - это и само произведение (музыкальное, абстрактной живописи, декоративно-прикладного искусства); композиция - это и процесс творческой деятельности, в результате которого получают произведение.

Говоря о композиции конкретного костюма, мы имеем в виду характер, особенности организации его отдельных объемов, деталей и элементов, обеспечивающие художественно-образную выразительность человека в костюме.

Образ человека меняется с изменением социально- экономических условий и нравственно-этических норм. Художник чутко улавливает тенденции этих перемен и средствами своего искусства отображает «нового» человека. Поэтому костюм и является отражением своего времени, его эстетических и социальных ценностей.

Работа художника проходит сложно. Идеи и образы, рождаясь на эмоционально-интуитивном уровне, воплощаются в эскизах на бумаге или в макетном материале (последнее требует достаточного мастерства). Логический анализ эскизов дает возможность отобрать лучшие из них к дальнейшей доработке, которая проходит с использованием законов композиции.

Эта работа проводится различными средствами композиции: пластической проработкой формы, выявляющей характер формы и силуэта; выбором материалов определенных пластических свойств и фактуры; колористической организацией формы; акцентированием наиболее важного участка формы.

Таким образом, композиция формы, разработанная в процессе целенаправленной творческой деятельности, является продуктом этой деятельности и обладает определенными свойствами. Композиция может быть статичной или динамичной; определенная соподчиненность элементов может привести к композиционному равновесию, а при строгой выверенности общего строя и тонкой проработке элементов костюма - к гармонической целостности его формы.

Выразительность изобразительных средств в эскизе - основное условие его эмоционального восприятия.

Изобразительные средства подачи эскиза - это линия и пятно (плоскость, покрытая цветом или тушью, штрихом или фактурой). Линия в зависимости от того, какой материал ею изображается, будет разной: изделие из легкой тонкой ткани хорошо изобразить тонкой плавной линией пером, а из ломкой капроновой ткани - «нервной» ломкой линией тем же пером; изделие из шерстяной ткани можно изобразить сочной линией мягким карандашом, а из ткани ворсистой - перьевой линией по влажной бумаге или «сухой» плоской кистью (по сухой же бумаге).

«Сплав» активных изобразительных средств с интересным замыслом костюма помогает создать выразительный образ человека в костюме.

Оценивая образную выразительность эскиза, всегда имеют в виду состоявшуюся органическую связь выразительности графического языка и композиции листа, содержательность костюма и особенности человека (пластику фигуры и характер внешности, одухотворенной проявлениями внутреннего мира человека). Художественно-образная выразительность эскиза достигается высоким мастерством исполнения при совершенстве замысла костюма и полном соответствии этого костюма образу человека.

Основные свойства формы