Зрительные иллюзии в костюме

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Дело в том, что эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность.

При членении формы на части важны характер членения величины получаемых объемов, их соотношения. Деления могут быть равномерными или неравномерными. В первом случае постепенные плавные переходы создают впечатление высоты, во втором фигура выглядит короче.

Изменение направления зрения, пересчет ряда предметов всегда сопровождаются некоторыми дополнительными усилиями мышц глаза. При оценке глазом члененных и нечлененных площадей и отрезков важно количество членений: активность восприятия при числе членений меньше четырех выше, чем при числе делений больше десяти. То же можно сказать о делении отрезков прямых линий. Гармоническим сочетанием отрезков мы называем такое, которое воспринимается с минимальной затратой со стороны зрительного аппарата.

Вопрос гармонии кривых очень важен, так как при затруднении восприятия может возникнуть оптический обман, то есть переоценка или недооценка линий и формы в целом. Лучше всего воспринимаются плавные кривые; зигзагообразные кривые воспринимаются с большей затратой физиологической энергии, поэтому создается впечатление некоторой нечеткости формы.

Сами по себе линии имеют определенную направленность и этим уже создают эффект вертикальности, горизонтальности и диагональности.

Вертикальные линии кажутся негнущимися, уходящими ввысь, горизонтальные производят впечатление основательности, стабильности, наклонные линии создают эффект динамики, асимметрии, зачастую зрительного уменьшения объема. Однако линии, скрещиваясь, могут ослабить действие основного эффекта, создать впечатление большой динамики или статики. Например, при скрещивании линий под прямым углом и делении отрезка на неравные части возникает асимметрия и ощущение движения, неустойчивости.

Прерывистые линии нарушают процесс плавного восприятия глазом и, естественно, создают впечатление увеличения фигуры.

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника, карманов. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

При этом замечается изменение в направлении сторон угла; кажется, что острый угол стал больше, средние линии кажутся сходящимися к концам и расходящимися к середине, хотя они параллельны. Если изменить направление вершин угла, мы получим обратную иллюзию. Следовательно, если мы хотим избежать в костюме такой иллюзии, нам следует умышленно несколько свести эти линии в середине, сделать их непараллельными.

Треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а бедра узкими в результате переоценки острого угла. Довольно часто в практике встречаются асимметричные фигуры, в которых, например, левое плечо может быть выше правого или одно бедро выше другого. Этот дефект может быть скорректирован костюмом, если поместить на нем в области более высокого бедра полосу; этой полосой может быть линия кроя, отделка, шарф, пояс.

Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды, является иллюзия контраста и подравнивания, то есть усиление по противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику.

От соседства с контрастным предмет кажется еще более своеобразным:

  • маленький рядом с большим кажется еще меньше;
  • круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется еще больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины;
  • одна и та же голова смотрится меньше в большом головном уборе.

Шея, воротник и рукав - это тоже взаимодействующие между собой величины. Если рукав широкий, рука кажется тоньше, при широком клеше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута.

Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по ее части. Если, например, какая-то часть фигуры особенно выделяется, она может определить собой восприятие всей фигуры. На рисунке даны две одинаковые фигуры: верхняя дуга нижней фигуры больше нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому вся нижняя фигура воспринимается больше и шире.

В общем плане можно сказать, что иллюзия подравнивания возникает всегда, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность. Иными словами, полная фигура будет казаться еще более полной в широком платье, и наоборот.

Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

Однако иллюзия подравнивания имеет также определенные пределы, при нарушении которых может возникнуть обратное явление.

Иллюзию незамкнутого контура применяют в тех случаях, когда необходимо увеличить размеры какой-либо части, площади или линии фигуры. Например, короткая шея при высоком декольте будет казаться еще короче, углубленный вырез горловины создает видимость стройности.

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создается направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей и изделия. Бывают случаи, когда линии платья сходятся в одной точке на фигуре или точка пересечения линий располагается за пределами фигуры.

Если линии сходятся высоко над головой, создается впечатление большой высоты; чем ниже располагается точка пересечении линий, тем короче и шире кажется фигура.

Расположение акцептов или выделяющихся светлых деталей по краям фигуры делает ее более широкой, и наоборот, темные перчатки, обувь, шляпа увеличивают ее высоту.

Расстановка акцентов должна производиться также с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей фигуры. Например, на платье для фигуры с широкой грудью, около линии талии или ниже надо поместить какое-либо украшение, пятно, ввести линию. На платье для женщины с маленькой головкой и большими ногами следует выделять точки, расположенные посередине фигуры.

Все эти приемы зачастую сводятся к тому, чтобы придать фигуре некоторую динамичность, облегчить ее.

Перечисленные виды иллюзий преимущественно рассматривались на плоскости, при исследовании объемных форм возникают дополнительные трудности их оценки, так как фигура рассматривается в объеме, при этом линии и формы иначе воспринимаются в перспективе. В этом случае линии, изгибаясь по поверхности выраженного объема, как бы зрительно увеличивают путь прохождения глазом и подчеркивается объем, то есть происходит переоценка объема. Отсюда для форм больших объемов не рекомендуют чередования ярких плоскостей, применения крупного полосатого рисунка, светлых топов.

Свойства предметов, линий форм, цветов и их сочетаний