Физическое воспитание девочки

В каждом возрастном периоде жизни девочки не следует забывать об ее физическом развитии. В зависимости от состояния ее здоровья необходима различная физическая нагрузка: обязательная утренняя гимнастика, водные процедуры, занятия спортом.

Прежде всего, надо обратить внимание на осанку девочки, которая является основным показателем физического и душевного здоровья.

Здоровый ребенок бывает стройным, с нормально поднятой головой, выгнутой вперед грудью, прямой плоской спиной и параллельно расположенными ногами. У него всегда бодрое настроение. Так образцово стоять и ходить сознательно может лишь взрослый человек. Маленькие дети только со временем приобретают такую осанку. Этому способствует приобретение навыков, о которых должны позаботиться родители.

Большинство маленьких детей стоят с выступающим вперед животиком, и это естественно, так как в возрасте 3-5 лет у детей иной наклон таза и у них не может быть другой осанки. Позже дети научатся выгибать вперед грудь и «подтягивать» живот. Осанке придается большое значение потому, что она отражает физическое и духовное развитие ребенка.

Плохая осанка свидетельствует о слабой мускулатуре, неправильном питании, утомлении, боязливости и страдании. При этом надо устранить причину и научить ребенка правильной манере держаться. Неустанно мягко и настойчиво повторяйте: «Подними голову», «Стой ровно». Надо постоянно бороться с плохой манерой держаться, чтобы она не стала навыком.

Хорошая осанка способствует большему расширению грудной клетки, хорошему развитию легких и сердца, воспитывает обоснованную самоуверенность, которая препятствует развитию вялости и робости.

Особенно часто плохая осанка появляется после 5 лет, когда дети склонны к играм в согнутом состоянии: роют ямки, строят «плотины» и «дома». При этом привыкают сидеть и стоять сгорбленными.

Полезные упражнения для ребенка

Кроме напоминаний стоять прямо, следует научить ребенка «выгибать по-кошачьи спину», «колоть дрова», «качать воду», «звонить в колокола». Надо разрешать детям кататься по полу, пролезать под стулом, креслом, через натянутую низко веревку, ходить по ровной линии, переносить на голове небольшие предметы.

На 2-м и 3-м году жизни ребенка рекомендуется следующий примерный перечень физических упражнений:

  • ходьба по ограниченной дорожке (для детей от 1,5 до 2 лет - шириной 25-35 см, для детей от 2 до 3 лет - 10-25 см). Можно ходить по узкому краю ковра на полу или между двумя веревочками, палочками
  • стоя, достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени
  • перешагнуть через лежащие на полу кубики, палочки на расстоянии 20 см друг от друга
  • держась за палку или обруч, вытянуть руки вверх и потянуться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»)
  • собрать пальцами ног разбросанные пуговицы, шарики
  • сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш
  • пролезть под стул, скамейку, веревку, в обруч (прогнуть спинку)
  • лежа на спине, поднять головку и посмотреть на игрушку, лежащую на полу
  • лежа на спине, достать обруч носками выпрямленных ног
  • лежа на спине, тесно прижать спинку к полу. Это упражнение помогает устранить чрезмерный изгиб позвоночника, выпячивание животика.
  • лежа на животе, раскинув руки в стороны, как крылья, приподнять на короткое время голову и туловище. При этом держать ребенка за щиколотки (упражнение «птичка»).

Упражнения делают ежедневно по 10-15 мин через 30-40 минут после завтрака. У ребенка в этом возрасте еще слабые суставы стопы, поэтому нужно осторожно относиться к прыжкам с высоты на твердую поверхность. Лучше просто попрыгать через лежащие на полу предметы.

Летом ребенка можно купать в реке, причем держать его в горизонтальном положении, чтобы он свободно мог двигать руками и ногами. При этом надо ходить с ним в воде. Такие упражнения доставляют много удовольствия, развивают мышцы спины, приучают ребенка к холодной воде.

По совету врача для закаливания можно использовать купание в кабинетах «здорового ребенка» детской поликлиники.

В возрасте 5-6 лет надо научить детей:

1. Правильно стоять, расправив плечи и выгнув грудь, не выпячивать живот.

2. Правильно ходить: ступни ставить параллельно, не выворачивать наружу, чтобы не развивалось плоскостопие.

3. Правильно сидеть: не горбиться, с положенными при еде на стол руками, глубоко сидя на стуле (а не на его краю), опираясь ногами о пол. Стол должен доставать до груди. Если он выше, у ребенка может появиться привычка класть голову на локти, расположенные на столе.

Если родители самостоятельно не могут добиться правильной осанки и манеры держаться, надо посоветоваться с врачом-ортопедом.

Ребенок 5-6 лет владеет в общих чертах всеми видами основных движений. В этом возрасте возникает потребность испробовать свои силы в более сложных видах движений, желание импровизировать их. Однако у ребенка еще нет умения соразмерять свои силы и реальные возможности, еще недостаточно развита система координации и точности движений.

В связи с этим физическое воспитание ребенка в этом возрасте должно осуществляться при помощи взрослого, а комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на формирование умений и навыков осознанной точности выполнения телом различных движений и умение сохранять правильную осанку. В содержание утренней гимнастики надо включать ходьбу, бег, прыжки, упражнения для рук и плечевого пояса, ног и туловища.

Примерный комплекс утренней гимнастики для детей 5-6 лет