Психология ребенка

В детстве формируется психология ребенка, проявляется его индивидуальность. Уже в 2-3 года ребенок осознает свое «Я» и именно в этом возрасте происходит первичная половая дифференциация: «Я - девочка», «Я - мальчик». Уже в этом возрасте закладываются не только черты характера вообще, но и основы женственности, оказывающие значительное влияние на дальнейшее формирование половой принадлежности. Полное формирование сознания принадлежности к тому или иному полу обычно заканчивается к 5 годам. Возраст от 2 до 5 лет особенно важен для развития психики ребенка; именно в этом возрасте он очень нуждается в тесном общении с родителями, особенно с нежной и ласковой опекой матери.

Следует помнить, что дошкольный, да и младший школьный возраст - это родительский «золотой век». Это период наибольшего послушания детей. В этом возрасте ребенок, как правило, нетребователен, безропотен, мягок, отзывчив. Надо просто понимать, что ему нужна родительская забота. Не надо путать понятие «обеспечивать» ребенка и «заботиться» о нем. Многие считают, что если ребенок сыт, одет - это и есть забота, родительская любовь. Это обеспечение. Однако надо не только обеспечивать, но и уметь любить, заботиться о своих детях. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста полон доверия к родителям, он не обрушивает на них вулканической лавы критицизма, строптивости, оскорбительного безразличия к мнению родителей, что нередко отмечается у подростков. А ведь именно в детстве надо предостеречь такой взрыв.

Маленький ребенок жаждет общения с взрослыми, ждет от них только хорошего: доверия к себе, интереса к своему внутреннему миру, душевного тепла. Именно это и есть истинная любовь. Надо уметь дать возможность увидеть в родителях внутренний мир с душевными заботами, моральными проблемами, бытовыми потребностями, материальными затруднениями. Ребенку не только покой, но и непокой нужен. Именно в возрасте 6-9 лет формируется, как считают психологи, опыт сострадания и сочувствия, без которых нельзя в дальнейшей жизни строить добрые отношения с людьми. Надо научиться понимать ребенка.

Николай Иванович Пирогов, реформатор русской школы, великий хирург, писал: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир».

В человеке 6-9 лет, считают психологи, есть замечательное качество: он любит слушаться родителей. Родители для него очень важны. Не надо детей без конца ругать, поучать, побольше хвалите их за хорошие поступки. Нужно постоянно помогать делать то, что нужно сделать детям. Они этого еще просто не умеют. Нет у них еще механизма самоконтроля. Родители дошкольника и младшего школьника должны быть не грозными надзирателями, а сочувствующими друзьями.

Необходимо приучать ребенка к посильному труду по дому - убирать свои игрушки, ухаживать за растениями и животными, аккуратно обращаться с одеждой, помогать матери мыть посуду.

При воспитании дошкольниц надо помнить, что чрезмерная ласка, неправильное поведение родителей могут стимулировать преждевременное сексуальное развитие девочки.

Половое влечение