Потребность в незаменимых аминокислотах

Потребность в аминокислотах обеспечивается молоком - для грудного возраста. Дополнительные потребности с возрастом могут удовлетворяться в основном путем нормирования доли белков животного происхождения, имеющих, как правило, лучший аминокислотный состав.

Оценки потребностей на 1 кг массы были превращены в миллиграммы аминокислот на грамм белка на той основе, что средний надежный уровень потребления молочного белка в более старшем возрасте составляет 2 г/кг/ Ниже приводятся сведения о потребности в аминокислотах у детей различных возрастных групп.

Величины, приведенные в таблице, представляют собой наименьший уровень потребления, который поддерживал рост у всех детей.

Потребность в витаминах

При установлении норм витаминов в питании различных возрастных групп детей используются следующие критерии:

  • фактическое потребление данного вещества с пищей лицами, лишенными признаков его недостаточности
  • уровни потребления теми группами детей, среди которых обнаруживаются признаки недостаточности того или другого витамина
  • результаты контролируемых исследований на животных и на людях по вызыванию, предупреждению и лечению недостаточности; в экспериментах на животных принимаются во внимание видовые различия в потребностях
  • балансовые исследования с помощью меченых радиоизотопов

По первым двум критериям устанавливать нормативы для витаминов трудно, поскольку сведения о потребности в них должны дополняться данными о частоте случаев недостаточности в то же самое время и в том же самом месте. Значение полученных результатов зависит от надежности имеющихся биохимических и клинических критериев диагноза витаминной недостаточности.

Если результаты фактического потребления того или иного ингредиента, а также контролируемых исследований и наблюдений на людях и опытов на животных согласуются друг с другом, это обеспечивает надежную базу при установлении потребности в данном ингредиенте.

При разработке нормативов потребления витаминов были учтены возраст, пол, факторы окружающей среды (климат, состав рациона), индивидуальные факторы (масса тела, скорость роста и физическая активность) а также факторы, влияющие на содержание и утилизацию необходимых веществ в продуктах питания.

Рассматривались вопросы доступности, стабильности и потери каждого из обсуждаемых веществ в процессе приготовления, обработки и хранения пищевых продуктов.

Потребность в минеральных элементах

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что все указанные в данной главе потребности и нормативы питания не являются жесткими и обязательными, так как зависят от многих условий, учесть которые заранее н представляется возможным.

Современное состояние знаний не позволяет точно установить потребности в отдельных питательных веществах у некоторых возрастных групп детей, в то числе при различных эндогенных и экзогенных условиях, поэтому некоторые рекомендации могут быть приняты в качестве исходных экспериментальных и потребуют пересмотра по мере накопления дальнейших знаний и опыта.

Рекомендации ФАО/ВОЗ, по заключению самих экспертов по питанию этих организаций, также не рассматриваются в качестве обязательных, а даются лишь как ориентировочное.

В этих условиях многие заболевания пищевой неадекватности у детей и у взрослых, как правило, остаются недиагностированными.

Реализация научных принципов питания детей тесно связана с системой мероприятий по контролю за полнотой обеспечения детского организма необходимым количеством и качеством пищи.

С этой точки зрения наиболее важными являются информативные показатели обеспеченности организма отдельными питательными веществами, на основе которых может быть осуществлено нормирование питания детей.

Поскольку выраженные формы количественного и качественного голодания в настоящее время относительно редки, коррекция рационов и дальнейшее улучшение питания детей должны основываться на наиболее ранних показателях пищевой неадекватности, на вызванных ею реакциях уравновешивания.

Поэтому в каждом конкретном случае необходимо, опираясь на какие-то общие предпосылки, в основном по биохимическим данным, проводить оптимальное для данного организма нормирование основных пищевых веществ и калорий. Определенное практическое значение может иметь сопоставление уровней белково-витаминного и белково-минерального обеспечения организма.

В таблице приводятся экспериментальные данные для интерпретации уровня белково-витаминного и минерального питания детей 5-6 лет. Они получены на фоне оптимального уровня белкового питания (ПБП-80-90 %), в летний и осенне-зимний периоды.

Кроме того, для оценки обеспеченности витаминами и минеральными элементами можно учитывать величины их экскреции и сравнивать с соответствующими нормативами, представленными в таблице.

Вскармливание детей первого года жизни