Свободное вскармливание

Наблюдения, проведенные по изучению количества получаемого молока при кормлении грудью матери, показали, что ребенок в разные часы высасывает различные количества молока. Это позволило прийти к выводу, что у ребенка имеется различная потребность в пище в течение дня. Поэтому появились предложения заменить строго дозированное вскармливание по часам так называемым «свободным» кормлением. Предлагаются различные методики свободного вскармливания.

И.Р. Шастин разделил эти методики на четыре группы.

К 1-й группе отнесены те методики, при которых свободное вскармливание проводится без каких-либо ограничений. Ребенок сам выбирает по своему вкусу смеси и ест, сколько хочет и когда хочет.

Во 2-ю группу вошли методики, где врачом определяется количество пищи, а время ее приема и число кормлений выбирает ребенок.

К 3-й группе отнесены методики, при которых ребенок определяет количество пищи, но вводится ограничение числа кормлений в сутки. Врач определяет состав пищи, число кормлений. Количество же пищи на каждое кормление зависит от аппетита ребенка.

К 4-й группе - так называемого частично свободного вскармливания - относится такой способ, при котором имеются определенные часы кормления, а количество пищи дается по желанию ребенка, но в определенных пределах.

Проведенные наблюдения по частичному свободному вскармливанию в целом показали, что дети несколько лучше развиваются и больше прибавляют в массе, чем дети, находившиеся на строго дозированном питании.

При частичном свободном вскармливании в бутылочку наливается на каждое кормление обычно на 20-30 мл смеси больше (или блюд прикорма), но пища дается в относительно фиксированные часы (допустимы отклонения в течение 30 мин в ту или иную сторону). Это позволяет более правильно определить оптимальную потребность ребенка. Если ребенок не съедает предложенное ему количество пищи, то ребенка не докармливают насильно.

Однако кормление ребенка по аппетиту, имея целый ряд преимуществ перед дозированным вскармливанием по часам, при недостаточной опытности родителей или персонала детских учреждений таит целый ряд опасностей.

Известно, что беспокойство ребенка наблюдается, не только когда он голоден. Свое беспокойство ребенок проявляет и тогда, когда он заболевает, бывает плохо ухоженным. Разобраться в причинах беспокойства бывает не всегда легко и можно перейти на беспорядочное кормление.

При начинающихся заболеваниях ребенка беспорядочное кормление может привести к ухудшению состояния и усугублению токсических проявлений.

Свободное вскармливание можно рекомендовать только при большой опытности родителей или высокой квалификации обслуживающего персонала под самым строгим наблюдением детских врачей.

Оценка «достаточности» объема молока при естественном вскармливании