Аффективность ребёнка на втором месяце жизни

Поведение ребенка в первые шесть недель жизни отражает лишь два главных состояния: а) довольство (скорее, спокойствие) и б) недовольство.

У ребенка имеются только простые ощущения, как например ощущение положения; он не любит когда его беспокоят (когда он спит, ест или бодрствует). Весьма существенно, чтобы мать ухаживала за ним умело и спокойно.

Глубокий сон или удовлетворенный вид когда ребёнок бодрствует, отражают состояние хорошего равновесия. Существует множество причин для недовольства, для неудобства и неприятное ощущение, которое возникает в результате этого, выражается криками (визгами).

Восприятие

Очевидно, в этом возрасте порог восприятия грудного ребенка является весьма высоким. Световые, слуховые, вкусовые или обонятельные раздражения должны быть очень сильными, чтобы ребенок мог их воспринимать как нечто неприятное.

Наоборот, кожные, лабиринтовые, интероцептивные ощущения очень развиты, гораздо больше, чем у ребенка старшего возраста; отсюда вытекают главные неприятности для новорожденных и грудных детей в первые месяцы жизни.

а) Чувствительность кожи выражается в том, что ребенок плачет, беспокоен, когда у него грязные пеленки; фекалии и моча вызывают мацерацию и раздражение кожи.

Ребенок реагирует резко при контакте с холодным или горячим предметом. Наоборот, его крик часто успокаивается лаской, которая радует и удовлетворяет его, как и малых животных; мягкий и теплый контакт кожи другого лица доставляет ему большое удовольствие и по-видимому даже необходим для него.

б) Интероцептивные ощущения (с исходной точкой внутри тела)- Неприятными бывают только пищеварительные ощущения. Газы в желудке, в результате проглоченного при кормлении грудью воздуха, вызывают иногда чрезвычайно неприятные ощущения, что влечет за собой беспокойство, которое сопровождается гримасами, криком, мешающим продолжать кормление; ребенок успокаивается только тогда, когда он выпускает газы; боли и кажущееся отсутствие аппетита утихают со дня на день путем корригирования техники питания.

в) Голод и жажда - самые главные источники неудовольствия для малого грудного ребенка; удовлетворение, которое он получает при сосании, заслуживает особого внимания.

С первого дня жизни здорового новорожденного, сосание является единственным совершенно координированным и адаптированным жестом; в то время когда все остальные движения отличаются анархичностью и неспособностью достигать определенной цели, рот является с самого рождения местом хорошо направленного и организованного рефлекса, точно достигающего цели и позволяющего ребенку питаться.

Поведение ребенка во время сосания имеет весьма особый характер: он спокоен, счастлив, смотрит только на мать пристально и неотступно, «ест ее глазами», интимно связан с ней.

Все эти ощущения воспринимаются ребенком пока глобально (он охвачен ими целиком, всем телом). Он целиком доволен или целиком не доволен. Очень важно, чтобы мать внимательно следила за нуждами и жизненным ритмом ребенка. Она должна записывать в тетрадь, в какие часы ребенок ест, когда он бодрствует - и таким образом устанавливает ежедневное расписание (кормления, перемена пеленок, купание, прогулка) в зависимости от его индивидуальных характеристик и нужд.

Постепенно грудной ребенок узнает свою мать: уже к концу второго месяца голос матери вызывает у него реакции, которые не вызывают другие голоса.

Улыбка

К половине 2-го месяца грудной ребенок отвечает на уход и ласку матери своей первой улыбкой. Вначале это только намеки на улыбку, скорее гримасы, появляющиеся спонтанно и соответствующие - вероятно - приятным ощущениям. Но в ясной форме, лишь на шестой неделе появляется улыбка, адресованная: матери, в ответ на ее голос.

Этот момент следует отметить, так как он знаменует собой важный показатель на пути психического созревания ребенка и в то же время счастливый момент в жизни семьи.

Надзор и уход за ребёнком на втором месяце жизни