Каникулы для ребёнка

Для каждого здорового ребенка каникулы являются воплощением желаний целого года, особенно если речь идет о летних «больших» каникулах. Каникулы могут стать «санаторным лечением» благодаря тому, что обычная жизненная среда заменяется местами, обладающими терапевтическими свойствами, как ультрафиолетовые лучи, отсутствие аллергенных факторов, стимулирующий климат, чистый воздух, минеральные воды.

Место для проведения отпуска на море или в горах следует выбирать в зависимости от состояния здоровья и возраста.

Высокогорная зона предоставляет климатические условия с незагрязненным, лишенным аллергенных факторов, богатым кислородом, прохладным воздухом; живописный пейзаж с возможностями для совершения походов. Эту зону можно рекомендовать детям старше З - х лет, здоровым, в особенности не страдающим сердечными, острыми респираторными или тяжелыми нейропсихическими заболеваниями. Надо выбирать курорты с хорошим солнечным освещением, безветренные, без чрезмерной сырости.

Морской климат обладает слегка соленной, чистой атмосферой с высокой степенью влажности, с бризом или ветром, сравнительно постоянной температурой и солнечным светом, богатым ультрафиолетовыми лучами.

Солнечно-морские ванны связаны с некоторыми неудобствами, в том числе: транспорт на большие расстояния перегруженными средствами транспорта, расстройства аккомодации у некоторых детей, солнечный удар, отдельные инциденты, связанные с питанием и то, что поездку на море можно планировать только в течение нескольких летних месяцев и на короткое время (12-18 дней).

Проведенные в возбуждающем климате каникулы (на море или в горах, в высокогорных местностях) обусловливают значительный рост иммуноглобулинов (играющих решающую роль в защите организма) если пребывание в этих местностях достаточно долговременное (около 3-6 недель).

Подгорные и холмистые зоны, с лесами, с ароматным воздухом, лучше всего переносятся здоровыми детьми, реконвалесцентами или слабыми детьми. Эти зоны обеспечивают удовлетворение потребности в движении, игре, разнообразии, ознакомлении с окружающей средой и с живописными местами.

Проведение отпуска дома рекомендуется для семей со здоровыми детьми, проживающими в местностях с хорошим климатом (горы, холмы, местности с лесами и водоемами для купания) или же в любом крестьянском хозяйстве с просторным богато насажденным двором.

В больших городах семьи и школа должны направлять детей проводить свободное время в парках, садах, на спортивных площадках. Рекомендуется посылать детей из таких семей в детские колонии (для дошкольников), в лагеря (для школьников) или к родственникам в другие места.

Формула «кемпинг», то есть спанье в палатке в лесу, вблизи речки, озера, моря или в зоне дельты является идеальной для семьи с более старшими детьми.

Приобретение необходимого оборудования делается постепенно, обращение с ним и привыкание к открытому воздуху усваивается предварительно в конце недели (1-2 ночи) в уединенных загородных местах.

Кемпинг создает условия для того, чтобы вся семья могла пожить на открытом воздухе. Все члены семьи или группы участвуют в устройстве, хозяйстве, коллективных играх, походах по окрестностям. Труд становится развлечением.

Экскурсии и устройство кемпинга - форма отдыха, приближающая человека к природе и позволяющая ему наслаждаться простой и здоровой жизнью, которую вели некогда наши предки.

Каникулы, проводимые в обыкновенной деревне с крестьянским двором при минимуме комфорта и наличии гигиеничных условий (питьевая вода, возможность купаться, уборная) обеспечивают закаливание организма (воздух, солнце, движение), удовлетворяют любознательность (животные, растительность, деревенский образ жизни) и способствуют социализации ребенка.

В тех случаях, когда родители не могут поехать в отпуск и хотят послать ребенка на воздух, желательно найти хорошо знакомое и симпатичное ему лицо. Лучше всего посылать его к родственникам, если можно к бабушке и дедушке, в такое место, где имеются и другие дети его возраста для удовлетворения его потребности во взаимопонимании, в обществе и в игре.

За неимением родственников следует найти друзей родителей (имеющих детей) или классных товарищей, с которыми ребенка можно послать в другую местность (детский лагерь). Решение некоторых родителей посылать ребенка в более чем одну детскую колонию или летний лагерь (вопреки положениям закона и принципам психопедагогики) следует осуждать.

Советы для детей, которые едут на море или сидят долго на солнце

1. Перегретое тело не переносит прыжок в холодную воду.

2. Если ребенок не был предварительно подготовлен, пребывание на солнце должно быть постепенным, в движении.

3. Купание в море не должно продолжаться более 15 минут за один раз; можно чередовать солнечную ванну - пребывание в тени - купание в море.

4. Не рекомендуется купаться на голодный желудок, но ни сразу после еды.

5. Мокрый костюм надо менять сразу же после купания во избежание простуды.

6. Волны, усталость, переход за черту буйка могут обусловить утопление.

Советы для детей, уезжающих в горы

1. Во время похода в высокогорных зонах, на плоскогорье существует серьезная опасность получить инсоляцию (солнечный удар). Надо поэтому ходить с покрытой головой.

2. Потребление спиртных напитков во время похода является вредным.

3. Карабканья, покидание группы или помеченной тропинки, продвижение в темноте, несоответствующая одежда, усталость являются часто причинами несчастных случаев.

4. Следует пить только воду из термоса и есть концентрированные высококалорийные сладкие изделия (сахар, конфеты, глюкоза, шоколад, варенье). Ребенок, убежденный и вооруженный такими знаниями, не создает затруднений для надзирателей в их столь ответственной работе.

Противопоказания для посылки детей в детские лагеря

1. Больные с острыми заболеваниями или выздоравливающие.

2. Дети, страдающие кардиопатдями и нефропатиями (болезни сердца и почек).

3. Прямые контактные лица с заразными больными, на максимальный срок инкубации болезни; исключаются контактные лица, проболевшие корью, краснухой, ветряной оспой, свинкой. Можно посылать детей носителей дизентерийной бациллы или дифтерийной бациллы - на учете-после бактериологической стерилизации.

4. Дети носители тифозной бациллы.

5. Больные с заразными болезнями кожи: микозы (грибки), пиодермиты, короста, педикулез.

6. Дети с расстройствами поведения, дети с моторными дефектами, с тяжелыми сеньориальными дефектами, с умственным дефицитом.

Ошибки питания во время поездки. Существует привычка с весьма неприятными последствиями давать детям овощи (помидоры) или фрукты, собранные прямо на краю шоссе или купленные у случайных продавцов.

Как известно, у нас в стране широко применяются инсектициды, чрезвычайно токсические вещества. Помимо отравляющих веществ, немытые фрукты и овощи могут вводить в организм ребенка микробы (инфекционные поносы) или яйца кишечных паразитов (Giardia, Ascaris, Oxiuris). Поэтому любые фрукты и овощи (помидоры, морковь) следует мыть под струей воды из водопровода или в сосуде, в котором вода меняется несколько раз.

Поездная дурнота («автомобильная», «самолетная», «пароходная», реже «поездовая»). Во время поездки у некоторых детей возникают тошнота, головокружения, рвоты, головные боли и/или обмороки. Грудным и малым детям надо давать перед отъездом легкую пищу, только жидкую, в малом количестве; когда поездка продолжается недолго (1- 4 часа) лучше совсем не кормить ребенка (до и во время поездки).

Если, наоборот, поездка совершается на большое расстояние на автомобиле, следует делать частые и долгие привалы для успокоения и кормления ребенка. Для детей, страдающих автомобильной дурнотой, следует предпочитать в качестве пищи: хорошо подслащенные жидкости (чай, компот, ситронад), простоквашу, мед, варенье, джемы, бисквиты, супы, борщ, отварное мясо, кашкавал.

Надо давать также лекарства, назначенные лечащим врачом, с которым следует посоветоваться до отъезда.

Адаптация во время отпуска

Детям, и в особенности малым детям, необходимо больше времени, чем взрослым для того, чтобы приспособиться к новой среде (квартира, питание, расписание) или к климату. В первые дни некоторые из них бывают более нервными, беспокойными. В условиях возбуждающего климата (море, горы) необходим более длительный период адаптации, для дошкольника, иногда даже целая неделя. Поэтому для малых детей (до 6-7 лет) желательно, чтобы отпуск в одном месте продолжался в среднем 2 недели. Быстрая и чистая перемена места ведет к тому, что дошкольники и младшие школьники совсем не отдыхают во время каникул, причем они более восприимчивы к заболеваниям, даже и после каникул.

С малыми детьми нельзя ездить в «круговой маршрут»!

Малые дети предпочитают уезжать на каникулы в то же место несколько лет подряд. Они не разделяют удовольствия взрослых постоянно менять обстановку, видеть все новые пейзажи, исторические памятники, города.

Исполнение родительских обязанностей

В настоящее время растущая занятость родителей в различных областях привела к тому, что их основная семейная функция - воспитание детей - отошла на второй план. Поэтому необходимо хотя бы во время отпуска, на досуге, попытаться освоиться с этим своим основным назначением.

До подросткового возраста самое задушевное желание детей - быть как можно больше вместе с родителями, свободными от ежедневных хлопот. В течение года они видят отца (и мать, если она занята на работе) только вечером или в конце недели. Хорошее настроение, царящее в кругу семьи во время отпуска, снова сближает детей с родителями.

Самый ценный подарок для детей во время каникул: их родители.

Отец в отпуску

Чаще всего, из родительской пары или даже из семейной группы в целом, отец является тем, вклад которого в воспитание ребенка может быть довольно проблематичным. Старинное педагогическое требование, чтобы отец «присутствовал в жизни ребенка, по крайней мере два часа в день» трудно осуществимо в современное время.

Часто отец бывает лишь «теоретически» воспитателем своих детей, либо по субъективным причинам (отсутствие призвания, интереса), либо из-за объективных обстоятельств (отсутствие времени, специфика профессиональной деятельности). Но вот вдруг он очутился в таком положении, когда у него «есть время» для семьи, и в этой роли он чувствует себя в душе как-то неловко. Отсюда возникает опасность утверждать во всем свой авторитет в качестве «главы семьи» и навязывать семье собственные взгляды и «планы» на отпуск.

Для некоторых главная цель «выспаться, чтобы «восстановить» силы, а это желание сразу и явно сталкивается со стремлениями детей, которые хотят играть, быть все время в движении; «шумливость» детей, которые радуются перемене обстановки и свободе, с самого начала «портит» ему отпуск.

Иные отцы продолжают еще находиться во власти каждодневной сутолоки: они «гонят» детей в воду, чтобы научить их плавать, ведут их рысью на первую же горную вершину или тянут их за собой на посещение того или иного туристического объекта, который не представляет интереса для детей младшего и среднего возраста (художественная галерея).

Уважение личности и желаний каждого (в первую очередь младших членов семьи), движение, длинные паузы для бесед и обоюдного общения создают идеальную атмосферу. Вместо жесткой дисциплины и строгих окриков, игры, шутки и отдых приносят хорошее настроение и доброе расположение всей семьи.

Часто второй или третий день отпуска представляют собой «мертвую точку» с недовольством и ссорами. Кто отдает себе отчет в том, что этот трудный момент является не исключительно результатом семейных проблем, а также и последствием физиологических реакций адаптации организма к новым условиям жизни, климата, питания, к изменениям распорядка дня, достаточно вооружен для того, чтобы справиться с такими трудными моментами.

Мать является центральным лицом во время отпусков. После того как все приготовления были сделаны только ею, во многих семьях, во время каникул, опять-таки матери приходится быть «буфером» между враждующими сторонами и «кладовщиком», который заботится о вещах каждого и экономикой семьи, а иногда и «носильщиком», приносящим завтрак на лужайку или на пляж.

Желательно, чтобы все происходило в первом множественном лице: «проведем», «приготовим стол», «уберем», «упакуем и понесем багаж». Ведь у матери те же права и обязательства, как и у любого другого члена семьи.

Детей надо приучать работать, участвовать в коллективных делах или заботиться самим о себе. Ребенка, даже малого, надо приучать упаковывать и носить самому свой небольшой багаж, содержать в порядке свою постель, участвовать в накрытии и уборке стола, есть самостоятельно, внимательно относиться к личной и коллективной гигиене.

Каникулы в горах