Нейро-психомоторное развитие ребёнка от 1-го до 2-х лет

Рост мозга происходит медленнее. Если окружность черепа увеличивалась в первый год на 12 см, то во втором году она вырастает лишь на 12см. К концу первого года мозг составляет 3/5, а к концу второго года 4/5 объема мозга взрослого.

Подвижность

Потребность в движении проявилась еще в грудном возрасте. На втором году жизни эта потребность усиливается. Ребенок ползает, ухватывается, ходит на четвереньках, «гуляет» по всей комнате при помощи стула на роликах. К возрасту 1 года и на V-м квартале жизни ребенок делает первые попытки шагать при поддержке взрослых. Он осмеливается передвигаться самостоятельно от одной мебели к другой; ему нравится держаться на обеих ногах без опоры в течение нескольких моментов; он пошатывается, колеблется. Это именно тот момент, когда ребенка следует учить ходить.

Ребенка можно поддерживать вначале за плечи или подмышки, затем за руки, поднятые вверх, а позже держать его за одну руку. После нескольких недель «тренировки» ему удается ходить самому. Ребенок часто падает; если он ударяется сильнее, желание ходить откладывается на некоторое время.

В течение нескольких месяцев ребенок ходит, широко расставив ноги (для большей опорной основы), иногда с вытянутыми в сторону руками для сохранения равновесия. (В возрасте 1,5года он начинает понемногу бегать, сгибая ножки; в 2 года он уже бегает свободно).

Если в это время происходят инциденты, застои, краткие периоды регресса, родители не должны поддаваться панике, принуждать ребенка. Всякий прогресс должен наступать сам по себе. Никакое созревание не следует абсолютно регулярным порядкам. При каждом падении ребенка надо успокаивать, поощрять. Реакции родителей имеют важное значение в формировании его личности. Резкое падение, «выговор» отца, катастрофическая реакция матери перед неудачами ребенка откладывают завоевание способности ходить.

В основном, в 12-15 месяцев ребенок умеет ходить сам; в 18 месяцев он может даже неуклюже бегать. В 18 месяцев ребенок может взбираться по ступенькам, поддерживаемый за руки. В 20 месяцев он умеет спускаться по лестнице поддерживаемый за руки или взбираться, держась за перила. В 24 месяца он может хорошо бегать, но имеет тенденцию часто падать. Между 18 и 24 месяцами у ребенка отмечается желание «рыскать повсюду» и поэтому за ним следует постоянно следить.

Между 10 и 14 месяцами, из вертикального положения опираясь одной рукой (на перекладины кроватки, при помощи взрослого и т.д.), ребенок наклоняется и другой рукой поднимает игрушку, не теряя равновесия. К 15 месяцам, зачастую ребенку удается, без всякой опоры, поднять нужный ему предмет. Между 1,5 и 2 годами он хватает и бросает - мяч обеими руками и затем катает его ногой. Между 2 и 3 годами он ловит и бросает мяч матери, выполняет небольшие задания и умеет принести, не проливая стакан воды.

Параллельно с усовершенствованием общей подвижности развивается и тонкая подвижность. Ребенок становится все более ловким! Мы видели, что к концу первого года жизни ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Теперь он подходит к каждому предмету, хватает его либо всей рукой, либо пальцами и часто подносит его ко рту. Рот все еще остается органом познания!

Иной раз, схватив предмет, ребенок ударяет им, выпускает его из рук, бросает или кладет его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, в корзине для бумаг, вынимая оттуда разные предметы. Таким образом, возникает опасность несчастных случаев и отравлений!

Ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которую взрослые воспринимают как нечто утомительное и даже мучительное. Их вмешательство с целью «приструнить» ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами «быть умницей» оказывает на него тормозящий эффект и вызывает реакцию негативизма. В этой стадии, когда ребенок завоевывает окружающее его пространство, вызывая при этом недовольство взрослых, лучше всего направлять его «деятельность» к играм или общим занятиям.

Ребенку необходим этот период исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия, а также ему необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных слов, ребенок переходит к образованию предложений из 2-3 и даже нескольких слов. Это является рождением свойственной ребенку речи с самобытными искажениями и выдумками, которая дает ему более широкие возможности самовыражения и формулирования вопросов.

Чтобы обозначать тот или иной предмет, чтобы иметь «понятия», ребенок должен сперва понимать. Этап исследования и завоевания окружающего мира способствует в значительной мере развитию речи.

Другим обязательным условием является нормальный слух. Когда в семье или в яслях речь является постоянным средством связи, когда ребенка окружает атмосфера покоя, любви и понимания, то, что он улавливает слухом, является стимулом, помогающим развитию речи. И наоборот, ссоры, крики, «сцены» являются чем-то непонятным для ребенка, а услышанные слова ассоциируются с отрицательными чувствами. В таких случаях наблюдается торможение развития речи.

Следует подчеркнуть, что в этом возрасте ребенок своеобразно переживает названия и имена. Для него имя представляет само лицо или предмет. Если называется присутствующее животное, лицо или предмет, то это присутствие становится для него более живым.

Позже, если кто-нибудь из взрослых называет какой-нибудь предмет, ребенок узнает его, просит его или передвигается и дает его матери. Таким образом, ребенок создает себе окружающий его мир, а затем, постоянно, дает имя предметам и живым существам, населяющим этот мир.

Запаздывание речи ребёнка от 1-го до 2-х лет