Запаздывание речи ребёнка от 1-го до 2-х лет

Нормально, грудной ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слов («та-та», «ма-ма», «ме-ме», «па-па»), а в 18 месяцев запас его речи состоит из 18-20 слов.

Однако существует значительная вариабильность в отношении момента, когда ребенок произносит слова и в особенности в отношении возраста, когда он начинает говорить связно. В медицинской практике весьма часто встречаются дети, которые еще «не начали говорить». Часто врача, логопеда, психолога консультируют, не является ли данный ребенок немым или отсталым.

Следует уточнить с самого начала, что немота встречается только в случаях глухоты, серьезных заболеваний нервной системы (геморрагии головного мозга при рождении или вследствие травм, тяжелые инфекции нервной системы, некоторые наследственные болезни, отравления некоторыми медикаментами). В случаях подозрения на глухоту, аудиометрические отделения при клиниках ЛОР - заболеваний уточняют диагноз.

На второй вопрос, не является ли запаздывание речи признаком умственной отсталости, врач должен отвечать с большой осмотрительностью после подробной беседы в связи с физическим развитием и психическим созреванием ребенка, за которой следует компетентный клинический осмотр.

Существует так называемая пассивная речь (ребенок понимает и делает ассоциации) и активная речь (словесное выражение). Любой ребенок, который умеет показывать (в возрасте примерно 1 года) близкие окружающие его лица или приносит известный предмет по просьбе (выполняет задание) должен считаться, по нашему мнению, нормальным.

Мы встречали детей, которые до 24-48 месяцев произносили мало слов или даже ни одного слова, для передачи собственной мысли. Они слышали и понимали все, что говорилось, выполняли легкие задания, выражали свои желания или протесты знаками, когда речь шла о них (значит слышали!).

Перед появлением условных слов, у некоторых детей отмечается запаздывание в развитии внятной речи и наличие собственного весьма богатого жаргона; этот жаргон («на своем языке») имеет часто интонации и нюансы человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что может быть понято окружающими. Мы напоминаем, что некоторые выдающиеся личности в области мировой культуры и науки начали говорить очень поздно (Лучиан Блага, Томас Карлайл, Альберт Ейнштейн, Томас Эдиссон).

У нормальных детей, у которых отмечается запаздывание речи, к 18-24 месяцам наступает резкая перемена в том смысле, что они начинают произносить слова и выражать мысли не менее четко, чем дети с незапоздавшей речью. Таким образом, некоторые так называемые «немые» способны в два года произносить предложения из трех слов. Имя существительное этих предложений бывает часто «я» или собственное имя. В виде компенсации, начав говорить, эти дети не умолкают целыми днями.

Мы рекомендуем не делать замечаний или поправок в случае искажений слов детьми; но в то же время взрослые не должны подражать детям, перенимая от них инфантильную речь.

Когда в семье говорят на двух языках

Почти во всех работах по специальности обращается внимание на то, что для того, чтобы не замедлять прогресс разговорной речи у ребенка, с ним следует разговаривать только на одном языке.

В последнее время утвердилось мнение (которое разделяют и авторы настоящей книги), что с ребенком можно разговаривать с самого начала на обоих языках при том условии, чтобы одно и то же лицо говорило постоянно на соответствующем языке: мать - на своем родном языке (например, по-румынски, по-венгерски, по-немецки, по-сербски), а отец - на том языке, который он знает. Таким образом ребенок привыкнет своевременно обращаться и отвечать соответствующему родителю на языке, которым и он пользовался на первых порах. Ребенок усваивает с самого начала два языка, что является весьма важным в современном мире.

Радость разрушения

Несмотря на свою еще неуверенную походку, ребенок опрокидывает или портит различные предметы, вынимает книги из библиотечного шкафа, рвет газеты, марает стены.

С точки зрения взрослых - это разрушительные действия. Поэтому и говорят о разрушительной фазе, о «возрасте разрушения». Однако следует подчеркнуть, что у ребенка еще не образовалось понятие порчи и разрушения; он радуется всем своим действиям, непрерывно пробует что-то новое, исследуя и завоевывая свой мир.

Психическое развитие

Достижения 2-го года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни у ребенка возникало приятное чувство, когда ему уделяли внимание, когда ему удавалось «кое-что» в результате попыток незаметно направляемых матерью.

Деятельность имеет определенную цель и проводится в известных условиях, отсюда - организация поведения в зависимости от результатов. Ребенок возобновляет удавшиеся опыты и отвергает остальные; более того, он пробует все более дифференцированные варианты. Например, ребенок сознает, что падающий предмет производит определенный, всегда одинаковый шум; он устанавливает связь между причиной и эффектом. Таким образом, образуется суждение, которое селекционирует удачные попытки (мотивы для удовольствия).

Начиная с 15-го месяца, ребенок начинает усваивать понятие «нет». Ребенок научился ходить, стал более самостоятельным, а иногда слишком храбрым; начинаются упреки и некоторые матери превращают его в предмет запрещений. Мать твердит постоянно «нет», «нет», качая головой. Ребенок подражает ей, и этот жест отказа получает значение речевого смысла (семантическое значение). Это первая абстрактная идея, которая кристаллизуется в мышлении ребенка.

Начиная с этого момента ребенка можно воспитывать. Отказ матери или запрещение, при условии его разумного использования, без грубости, и только начиная со второй половины второго года жизни, благотворны для ребенка. Формирование своего «я» подкрепляется лишениями, отказами, которые играют капитальную роль в умственном развитии ребенка.

Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка? Тогда, когда он не выполняет несколько минимальных условий:

а) в возрасте 2-х лет ребенок еще не произносит 3-х слов и не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате

б) не может самостоятельно садиться и вставать на ноги

в) контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличать ласковое слово от категоричного «нет!»

г) не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку от него предметами и не пробует схватить их

д) не испытывает чувства «ожидания» (игра «в кукушку», «козу рогатую»)

е) во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом

ж) ребенок принимает только жидкую пищу

Надзор и уход за ребёнком от 1-го до 2-х лет