Развитие детей от 4-х до 5 месяцев

Одно из самых радостных переживаний родителей - следить за непрерывным развитием их ребенка.

Однако некоторые изменения нервного развития ребенка родители даже не замечают, если им не обращают внимания. Для взрослого человека успехи грудного ребенка кажутся такими простыми, что он их считает чем-то само собой разумеющимся. Но для грудного ребенка является настоящим достижением, если после многих недель неудачных попыток, ему удается, наконец, протянуть руку и схватить игрушку.

Приводимые в этой книге данные не следует рассматривать как нечто абсолютно обязательное для оценки грудного ребенка. Не следует также сравнивать достижения вашего ребенка с достижениями детей ваших сослуживиц или соседок.

У каждого ребенка свой собственный ритм созревания, достижений или «отставаний», характерных для его темперамента и структуры. Каждое человеческое существо является своеобразной индивидуальностью, которую невозможно втиснуть в узкие рамки той или иной схемы нормального развития.

Питание ребёнка от 4-х до 5 месяцев

Число кормлений

Для здоровых, хорошо развивающихся грудных детей надо сохранять 5 кормлений в день, для упитанных (тестоватых, с тенденцией к ожирению) следует избегать введение мучных изделий, сохраняя лишь молоко и добавочные фруктовые и овощные блюда.

Многие дети отказываются спонтанно от одного из кормлений, к недоумению или даже тревоге некоторых матерей. Попытки сохранять жесткий режим 5 кормлений, будить ребенка ночью или давать ему бутылочку с молоком во время сна являются ошибкой.

Слабым, бывшим недоношенным, дистрофикам и выздоравливающим детям можно все еще давать 6 кормлений в день.

Рацион питания

Рацион должен состоять из 150-170 мл при каждом кормлении, если ребенка кормят 5 раз в сутки, и из 200 мл, если его кормят 4 раз в сутки.

Режим питания

Утром ребенку дают 200 мл сухого молока в концентрации 12,5 %-13,5 % + 3-5 % сахара. В этом возрасте можно разнообразить мучные препараты, которые даются в молоке. Почти все эти мучные препараты имеют в основном одинаковую питательную ценность; поэтому следует учитывать предпочтения и пищеварительную переносимость ребенка, а также и возможности снабжения семьи.

Дети с тенденцией к поносу должны получить, как и прежде, молоко, приготовленное на рисовом отваре, а дети, страдающие запорами - молоко с 3 % кукурузного крахмала или молоко с овсяными хлопьями (3 %). В прошлом приготовляли молоко с поджаренной мукой; в настоящее время так поступают только тогда, когда грудные дети отказываются от других мучных изделий. Можно также использовать мучные изделия с примесью растительных порошков, если они находятся в продаже.

Примерно в 10-10,30 ч. утра грудному ребенку дается фруктовый сок (зимой, апельсиновый, летом, соки имеющихся плодов). Мы не считаем целесообразным давать смесь соков нескольких плодов. В обед можно давать овощное пюре, которое готовится из моркови или картофеля с добавлением зеленых овощей, масла (около 5 г) или пенки от молока, сваренного для взрослых, молока (либо 50-60 г вареного молока, либо ложечки сухого молока).

Некоторые дети любят пюре, приправленное лимонным соком или слегка подслащенное, без добавления соли.

С биологической точки зрения, растительные жиры (подсолнечное масло или из кукурузных ростков) соответствуют физиологическим нуждам грудного ребенка, но у некоторых из них вызывают более мягкий стул. Поэтому их надо добавлять с осторожностью, начиная от нескольких капель и увеличивая постепенно количество до 1-2 ложечек свежего хорошо рафинированного растительного масла.

В это пюре можно примешивать постепенно, начиная с 5-го месяца:

  • либо 1-3 ложечки куриного мяса (отварного и хорошо протертого), куриной печенки (от птицы, резанной в хозяйстве), говядины;
  • либо 1/2 желтка свежего яйца вкрутую, хорошо смешанного с пюре.

Вначале это «пюре» по существу суп, в который протирается часть вареных овощей; постепенно «суп» густеет, так как в него протирают больше овощей и обогащают коровьим или растительным маслом, и становится пюре. Пока он жидкий его можно давать ложечкой или, в случае отказа, через соску с широким отверстием, так как для грудного ребенка это удобнее.

Если грудной ребенок отказывается от супа, от овощного пюре или от фруктов (вообще от всякой новой пищи), не надо настаивать и в особенности принуждать его есть согласно определенной схеме введения новой пищи! Следует продолжать кормить грудного ребенка едой, к которой он привык и которую ест с удовольствием.

Спустя 1-2 недели следует осторожно попытаться снова дать ему 1-2 ложечки супа, перед тем как дать ему молоко, к которому он привык.

В случае толстых, тестоватых детей, при кормлении в 16 часов следует давать тертые яблоки, смешанные с очень малым количеством толченых сухарей из пожаренного хлеба или тертых бисквитов, запаренных и размоченных сладким чаем, и обогащенные творогом. Если ребенок отказывается от фруктового пюре, ему следует дать бутылочку молока.

Вечером, примерно к 20 часам, дается жидкий мучной отвар (5 %) на молоке с сахаром (5 %). Многие матери предпочитают давать вечером манную кашу, которую дети едят с удовольствием. В нашей стране некоторые матери и патронажные сестры склонны рано вводить манную кашу. Мы напоминаем, что этого не следует делать раньше 6-месячного возраста.

В случае тестоватых и очень толстых детей, следует избегать введение мучных продуктов в питание, так как они благоприятствуют ожирению (с которым надо бороться, так как многие толстые грудные дети становятся толстыми взрослыми).

Естественное питание

Если в этом возрасте грудного ребенка еще кормят грудью, надо сохранять режим 5 кормлений в сутки, из которых 3 - только грудью.

Питание дополняется овощным супом в обед, а также фруктовым соком и тертой мякотью или молочной кашей при кормлении в 16 часов.

Рост и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 4-х до 5 месяцев