Рост и развитие малого ребёнка от 1 года до 3 лет

На рост ребенка оказывают влияние, как и в течение остальных периодов, ряд факторов: наследственные, эндокринные и окружающей среды (питание, движение, природные факторы, семейная среда).

Пропорция между частями тела не терпит значительных изменений, однако конечности несколько удлиняются и становятся более мускулистыми, а голова уже не выглядит столь «доминирующей» по сравнению с туловищем. Окружность черепа увеличивается медленнее: от рождения и до 1 года она увеличивается на 10 см, в то время как за весь период от 2 до 14 лет окружность головы вырастает также на 10 см. В возрасте 1,5 года родничок в основном закрыт. Из внутренних органов развиваются главным образом мозг, сердце и сосуды.

Взвешивание и измерение роста малого ребенка производится два раза в год. Между 1 и 3 годами взвешивание ребенка делается труднее.

Начиная с 2-х и до 16-и лет, по случаю празднования дня рождения ребенка следует вносить ежегодно в «тетрадку ребенка» или - еще лучше - отмечать на косяке двери ежегодные цифры роста ребенка.

Подвижность

Малый ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия.

Созревание мозга и нервных путей ведет к лучшему владению движениями тела.

Потребность в движении преобладает в течение всего периода «малого ребенка». Это следует понимать, как желание пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Ребенок бегает, лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке «дело мастера боится». Даже если ему случается упасть, ребенок берется снова за начатое, чтобы, добившись своего, взяться за что-нибудь другое. К концу периода шалого ребенка» он способен выполнять по команде систематизированные движения.

Живость и жизнерадостность ребенка изумительны. Ему удается «вывести из строя» всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится постоянно в действии. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют, не соответствуют его естественным нуждам.

Вначале его движения отличаются неловкостью, неуклюжестью; позже они становятся плавными, изящными, постепенно более координированными.

Ребёнок от 1-го до 2-х лет