Ребёнок от 2-х до 3-х лет

Общие данные

На втором и третьем году жизни ребенок продолжает быть «тенью» родителей, но он уже не «крошка», как это он часто сам утверждает при виде детей младше себя или когда во время прогулки он хочет, чтобы с ним обращались как с «большим». У него уже развилась значительная уверенность и владение всеми движениями. В 3 года он хорошо владеет своим телом, быстро бегает, хорошо координирует свои движения.

В этом возрасте фантазия получает новые импульсы благодаря расширению речевого запаса, у ребенка пробуждается интерес к сказкам и рассказам. Растет чувство независимости. Ребенка иногда приходится заставлять спать после обеда. Вечером, он засыпает труднее. При надобности мать симулирует, что и она засыпает, ложась в постель и закрывая глаза.

Теперь у детей яркое воображение, они часто говорят во сне или же просыпаются ночью (если они проявляют явные признаки страха, родители должны брать их к себе в постель, а затем снова укладывать в свою кроватку).

Развитие воображения возбуждает анксиозные реакции, что представляет собой вполне нормальное явление в этом возрасте. Чтобы не усиливать такие реакции следует избегать сказки с ведьмами, Бабой Ягой, «людоедом», угрозы запереть ребенка одного в комнате, «отлупить», чрезмерно бранить его, а также избегать чрезмерную аффективную нагрузку ребенка.

Питание

По мере того, как ребенок растет, у него отмечаются все большие вариации в отношении числа кормлений, количества еды, которым он насыщается, вкусов. Независимо от возраста остаются в силе несколько общих указаний:

  • не надо принуждать ребенка есть
  • не надо его «уговаривать» есть или бранить
  • если ребенок отказывается есть все, что ему подают, до следующего кормления не надо возвращаться к этой же еде или к другой из боязни, что ребенок остался голодным
  • по мере возможности, хотя бы в выходные дни, желательно, чтобы вся семья собиралась вместе за столом
  • кормление не должно продолжаться более 20-30 минут
  • не надо прибегать к разным уловкам (игры, сказки), чтобы заставить ребенка есть

Рекомендуются три главных кормления (утром, в обед и вечером). Дополнительные «завтраки в 10 и 16 часов даются, только если ребенок сам просит и легко их принимает, но они не должны быть слишком сытными: следует предпочитать какой-нибудь плод или фруктовый сок. В промежутках не надо давать сладостей. Ежедневное меню ребенка должно включать молоко и молочные продукты (масло, сыры), мясо, яйца, свежие фрукты и овощи.

Скоропортящиеся продукты (сливки, сметана, пирожные с кремом или со сливками, печенка, мозг) даются лишь свежими или приготовленными дома; спиртные напитки и настоящий кофе категорически запрещаются; шоколад разрешается только в первой половине дня. Он запрещается беспокойным детям и тем, которые, страдают крапивницей; между фруктовыми и овощными консервами и свежими фруктами и овощами следует предпочитать всегда последние.

Пища подается в малых порциях, которые можно повторить по просьбе ребенка. Желательно, чтобы лицо, помогающее ребенку, тоже «ело» с ним. Как и в случае многих других занятий ребенка младшего возраста, и еду следует сопровождать побуждениями во множественном числе («давай будем есть»).

Когда ребенок отказывается от всей порции или от некоторой ее части, его не надо бранить, а следует съесть глоток приговаривая «ах, как вкусно»; «жаль, что ты не ешь, а мне очень нравится»

Ребенок больше не должен получать никакой еды до следующего кормления. Блюда, от которых он отказывается, не следует давать некоторое время.

В жаркие дни аппетит у детей снижается, но зато увеличивается жажда. Потребность в жидкости должна удовлетворяться за счет фруктовых соков и свежих плодов. Вкусы детей расширяются с возрастом, но они очень разнообразны у каждого в отдельности. Некоторые сохраняют долгое время тот же вкус, сводящийся к нескольким препаратам (молоко, фрукты, супы или пюре), другие требуют все время что-нибудь новое.

Вкусы и отвращения малого ребенка бывают обычно временными. Многие дети в нашей стране предпочитают кислые блюда (борщи, простокваша).

У некоторых малых детей наблюдается отказ от молока, вероятно как отрицательная реакция на ошибки, допущенные в предыдущие месяцы. Его следует заменить на некоторое время другими молочными продуктами (простокваша, творог) и заботиться о том, чтобы в таких случаях ребенок получал ежедневно мясо или яйцо.

Консистенция

Постепенно ребенок начинает все легче жевать пищу. Он предпочитает хрустящие продукты:

  • хлебную корку
  • бисквиты
  • хлопья зерновых (кукурузы, риса, овса, пшеницы)
  • жареный картофель
  • ореховое печенье
  • крохкий пирог

Мясо пропускается через мясорубку (фрикадельки) или нарезывается очень тонкими кусочками. Многие дети предпочитают пищу и напитки в холодном виде (мороженое, простокваша, Пепси-Кола); если у них не отмечаются частые острые ангины, такое предпочтение можно удовлетворять.

Расписание и общая атмосфера во время кормлений

Ребенок получает пищу 3-5 раз в день. Утренний завтрак состоит как правило из молока (простое, подслащенное или кипяченное с каким-нибудь мучным препаратом), к которому добавляется, по мере того как ребенок растет, бутерброд с маслом и джемом, медом или вареньем.

Тем, кто отказывается от молока, дается чай из растений (ромашка, липа, тмин, анис, зверобой), вместе с 2-3 бутербродами побольше с маслом и вареньем или с мясом или сыром.

Утром молоко можно давать с какао или шоколадом. В 10 часов не дается ничего или самое большее какой-нибудь плод, если обед подается вовремя (около 12 часов). Обед должен быть весьма разнообразным и может состоять из еды взрослых при условии ее диетного приготовления с учетом вкусов ребенка. Если обед дается вовремя ребенок может достаточно поспать после обеда, а затем погулять во дворе.

Полдник дается в зависимости от возможностей семьи и от вкусов ребенка (стакан простокваши, простого молока, печенье или фрукты).

Вечером многие дети отказываются от молочных каш, пудингов. Их не следует принуждать. Подражая взрослым, дети просят чай, мясо (колбасы) или яйцо, домашнее печенье. Пищу следует подавать в оптимально гигиенических условиях, на чистой скатерти, в тарелках и чашках яркого цвета (с цветочками, животными, сценами из сказок). Ребенок должен удобно сидеть на стуле, упираясь ножками о пол или о перекладину стола. Вокруг шеи ему завязывают чистую салфетку или слюнявчик.

Для ребенка младшего возраста рекомендуется подавать сперва более густую пищу (так называемое «второе» блюдо), а затем суп или борщ и в конце - десерт.

Рост и развитие ребёнка от 2-х до 3-х лет