Рост и развитие ребёнка от 2-х до 3-х лет

Нарастание веса и длины

Прибавление веса составляет 2-3 кг у мальчиков и 2 - 2,5 кг у девочек. Зато увеличение длины значительнее: 5-8 см у мальчиков и 6 - 9 см у девочек.

Приведенные цифры имеют ориентировочный характер, так как наблюдаются большие вариации от одного ребенка к другому; только врач может их правильно интерпретировать.

Родители обязаны записывать в специальную тетрадку, цифры веса и длины в день рождения ребенка.

Подвижность

В два года потребность в движении остается очень сильной.

Ребенок испытывает большую радость, когда он может резвиться. Он часто падает, опрокидывает множество предметов, разбивает довольно много посуды. Синяки красноречиво говорят об опыте, накопленном в этом возрасте. Потребность в движении сохраняется в течение всего дошкольного возраста, но в три года она достигает наивысшей точки. В связи с этим отмечаются большие успехи: ребенок двигается свободно, с большой ловкостью, уверенно.

Затрата энергии понижается. Ребенок сам поднимается по ступенькам, может взбираться на стулья или скамьи (увеличивая риск нежелательных случайностей).

Тонкая подвижность еще не достигла совершенства, но постоянно дифференцируется. Ребенок учится владеть все более мелкими предметами. Он любит нести или толкать игрушки или тянуть их за собой на веревочке, складывает кубики.

Восприятие

В 2-3 года ребенок накопляет при помощи своих рук и движений множество тактильных (осязательных) и моторных (путем движения) сведений. Одновременно с этим развивается и зрительная ориентировка, так что ребенок может оценивать «на глаз» те или иные предметы, узнает картинки (рисунки животных в книгах, фотографии родных и близких) и описывает нарисованные предметы (рот, хвост, уши какого-нибудь животного). Он запоминает предметы или обстоятельства и реагирует соответствующим образом на повторение известных событий (например, он приносит к столу свой прибор и слюнявчик).

Окружающие его предметы включаются в так называемые «игры в лицах». Кусок дерева можно толкать в виде машины, можно подносить ко рту в виде ложки или можно одевать как куклу.

Речь

Возможности ребенка выражаться совершенствуются. Он произносит все большее число слов: вначале существительные, затем глаголы и прилагательные. Запас слов отражает осознание ребенком всего, что его окружает: лица, предметы.

Глаголы используются только в настоящем времени. Прилагательные следуют в конце: этот факт соответствует медленной разработке таких понятий, как: хороший или дурной вкус, тяжело или легко, большой или маленький. Они отражают громадные достижения, осуществленные ребенком как в отношении восприятия пространства и времени, так и в отношении познания качеств и недостатков, которые ребенок связывает с окружающими его существами или вещами.

В этом возрасте словесный запас отличается большим разнообразием. Еще невозможно делать выводы на будущее, так как последующее интеллектуальное развитие и развитие речи не зависят от раннего словесного запаса.

Ребенок, который слышит много разных слов и которым занимаются родители, обладает более обширным словесным запасом, чем дети, которых не побуждают учиться.

Предложения строятся постепенно, но являются еще «неграмотными». Ребенок совершает «ошибки» в отношении последовательности слов, он их не связывает, не произносит предлогов и сослагательных. Его предложения коротки.

В 3 года дети и особенно мальчики отличаются шумливостью. Многие жесты, действия или события сопровождаются криками или шумом.

Между 2 и 3 годами ребенок осознает себя и других; он говорит о себе в 3-м лице: «Дай ему кушать», «Аня идет». Впрочем и родители обращаются к нему по имени; только позже они начинают говорить ему «ты».

Поведение ребёнка от 2-х до 3-х лет