Ребёнок дошкольного возраста - от 3 до 6 лет

Рост

В этом возрасте считается, что нормальный рост ребенка колеблется в следующих пределах: 92 см в 3 года, 100-104 см в 4 года (ребенок удваивает длину, которую он имел при рождении), 106 см в 5 лет и 111 см в 6 лет. «Средний» вес: 13,5-14 кг в 3 года, 15,8-16,4 кг в 4года, 17,5-18 кг в 5 лет и 19-20 кг в 6 лет.

Эти цифры имеют чисто ориентировочное значение. Только врач может определить нормально ли растет ребенок, рассчитывая по специальным формулам и таблицам, существует ли соответствующее соотношение между различными параметрами, по которым оценивается - «гармоничный» рост. Мы снова напоминаем, что рост ребенка зависит от целого комплекса факторов, связанных с наследственностью и окружающей средой.

Подвижность

В 4-5 лет малый ребенок достигает такой степени моторного развития, которая позволяет ему выполнять отдельные движения разными частями тела независимо от других (например, катание на трехколесном велосипеде). Ребенок сам себе задает все более трудные движения: прыжки, карабканье, балансирование. Вместе с тем появляется и способность сидеть спокойно, чтобы раскрашивать, моделировать разные предметы из пластилина, слушать сказки или рассматривать картинки.

К концу периода малого возраста ребенок приобретает такие умения, такое двигательное развитие, которое ему позволяет пользоваться зубной щеткой, гребешком, принадлежностями для шитья.

Большинство детей хватает и хорошо орудует карандашом; нарисованные линии и фигуры получаются все лучше. Ребенок способен резать ножницами по ровной линии.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге: лишь в 5 лет детям удается прыгать на одной ноге и через скакалку.

Потребность в движении весьма велика, ребенок беспрерывно двигается, бегает, шумит, одним словом, он «беспокойный». Иногда он любит заниматься делами, которые требуют силы и бывает в восторге, когда ему удается поднять или понести какой-нибудь тяжелый предмет.

Для проверки мотричности, между 3 и 6 годами родители могут подвергать детей, под видом игры, следующим испытаниям:

а) общая подвижность: бросание мяча, ловля мяча в движении; может ли ребенок держаться на одной ноге и как долго, ходить на пятках или на носках взад и вперед, подыматься и спускаться по лестнице

б) тонкая мотричностъ: ребенок строит башню из 8 кубиков, строит мост из 3-х кубиков, начертает вертикальную линию, срисовывает круг, срисовывает крест, срисовывает ромб, рисует человека из 3-х частей, рисует человека из 6-и частей.

Восприятие

В 3-4 года ребенок интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает один на другой, сортирует по форме и цвету, разбирает по частям («портит», как это считают родители).

Работая пластилином или цветным мелом, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он понимает логическую последовательность определенных действий в течение ежедневного порядка дня, а также и логическую связь между предметами и словами.

В 5-6 лет осязательный и моторный опыт (движение) уходит на второй план.

Помимо зрительных впечатлений («видит все»), приобретают значение и слуховые впечатления (ребенок все время «на приеме»«начеку», он «выслеживает», «разоблачает все», повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей).

Ребенок различает всевозможные звуки, напевает, простые песенки и сопровождает их ритмичными движениями.

Он начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести предметы и действия.

Фантазия в использовании красок и рисовании «форм» тех или иных предметов, лиц или животных, играет (по прежнему) более значительную роль, чем адаптация к действительности. К концу периода младшего детского возраста появляется все более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, но и на собственные действия. У него развивается творческий ум, ребенок строит планы, ставит перед собой цели и настойчиво их преследует. У него появляется понятие о времени и количестве. Он может считать до 10-и.

Речь

Умственный прогресс продолжается быстрыми темпами. В три года ребенок выражается достаточно внятно. Между 3 и 6 годами устное общение со всей семьей обогащается еще больше благодаря связи ребенка с другими детьми и с воспитательницами в детском саду.

Существительные и прилагательные умножаются параллельно с прогрессами ребенка в его контактах с окружающей действительностью.

Около 3-х лет ребенок начинает говорит!. «Я»,,то есть осознает себя в первом лице, как отдельную личность среди других. Одновременно в его речевом запасе появляются слова «ТЫ» и «ОН». Для него доступны только конкретные понятия: даже и название того или иного предмета представляется ему как одно из его свойств.

Понятие времени воспринимается медленно. Постепенно ребенок дошкольного возраста усваивает, что такое время и обретает способность пользоваться глаголами не только в настоящем времени, но и в будущем и в несовершенном виде.

Как только он начинает сознавать себя, обоих родителей, свой пол, он начинает употреблять в разговоре женский и мужской род. Любопытство в сочетании с желанием общения, которые выражаются, как мы уже говорили, вопросами: «Почему?», «Как?», «Отчего?», и получаемые ответы содействуют обогащению запаса слов.

Взрослые обязаны, по мере понятливости ребенка, отвечать ему простыми словами. Во время прогулок они должны сказать ребенку названия цветов, деревьев, статуй, наиболее важных зданий, обогащая его речевой запас. Рассказывание простых сказок, совместное рассматривание книжек с картинками, некоторые воспитательные игры способствуют увеличению запаса слов.

Понемногу, ребенок становится способным выражать словами свои мысли и впечатления. Таким образом к 6-и годам он начинает читать и писать на своей разговорной речи.

В своем общем поведении и в особенности во время игр дети перестают быть молчаливыми. Особенно мальчики шумят, подражая некоторым животным, персонажам, увиденным в фильмах или старшим товарищам по играм. Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат их. Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают им трогаться с места, ехать, останавливаться.

Все эти «вербализации» (по выражению психологов) являются признаками удовлетворения, психического здоровья, спонтанности. У детей, в семье которых имеется несколько детей, словесные общения отличаются большим богатством, разнообразием и более им понятны.

Единственный ребенок, который общается только со своими родителями, с дедушкой и бабушкой, встречает затруднения при адаптации к речи взрослых лиц. Детский сад является тем учреждением, которое восполняет этот недостаток психосоциальной среды ребенка.

Между 3 и 6 годами начинается период грубых и тривиальных слов и выражений. Эти слова заимствуются в основном из речи, обозначающей экскреторные функции («кака», «пипи») и человеческое воспроизведение (ругательства). Ребенок произносит их с заносчивым злорадством.

Иногда, когда он рассержен или когда не выполняется какое-нибудь его желание, ребенок ругается и продолжает выговаривать все грубости, которым он научился от старших детей. Родители встревожены.

Согласно некоторым авторам, грубости объясняются склонностью к подражанию. Ребенку незнаком истинный смысл грубых слов; наоборот, у него возникает сознание силы, ему кажется, что он вступает в ряды взрослых, выражаясь и крича точно так же, как делают они, когда сердятся.

Свое неодобрение взрослые должны выражать тактично. Они должны объяснять ребенку простыми словами, показывать выражением лица, собственной речью, что они не согласны с такими выражениями.

Часто бывает, что некоторые родители «потешаются» и гордятся словесными «завоеваниями» своих потомков, поощряя таким образом «прогресс» ребенка по этой линии. Другие, наоборот, настолько драматизируют случившееся, что создают у ребенка чувство виновности, которое вызывает в нем комплекс более низкого положения как по отношению к своим «совершенным» родителям, так и по отношению к более агрессивным и развязным детям.

Затруднения формирования речи

Не приуменьшая роли неврологических и сензориальных факторов, важно помнить о капитальном влиянии аффективных условий и отношений, в которых роль матери оказывается существенной. Ее любовь и спонтанность представляют собой необходимый стимул для появления и обогащения речи ребенка.

Развитие речи зависит также и от постоянного взаимодействия, устанавливающегося между ребенком и окружающими его взрослыми. Если последнюю, из-за отсутствия воспитания, времени (уделяемого ребенку) или по другим причинам ограничивают стимулирование речи и «обмен словами» с ребенком, это его лишает фонических и аффективных элементов, помогающих строить и обогащать свою речь. Такие ситуации наблюдаются в некоторых дезорганизированных семьях, или в которых часто вспыхивают семейные ссоры.

Условия современной жизни, отсутствие времени и переутомление родителей являются факторами, способствующими во многих случаях речевой отсталости. Детский сад играет важную роль в исправлении некоторых ранних недостатков речи.

Всем должно быть известно, что расстройства речи объясняются многочисленными причинами и отличаются различным прогнозом. Для выработки точного диагноза требуется сотрудничество нескольких специалистов: нейропсихиатра, ото-рино-ларинголога, знакомого с вопросами детской аудитории, педиатра и логопеда. Очень часто диагноз невозможно определить только после одной консультации.

До 3-летнего возраста глухота вызывает много споров. В настоящее время, при помощи новейшей аппаратуры, в университетских ЛОР-клиниках можно точно определить степень органического расстройства слуха. Среди легких расстройств речи в возрасте 3-6 лет встречаются: некоторая отсталость речи, затруднения произношения и заикание. Во всех случаях надо обращаться за советом к врачу.

Социальное поведение

Примерно в возрасте 3-х лет интерес ребенка явно сосредотачивается на взрослых, которые являются его партнерами и служат ему примером. В постоянном общении с ними он учится различать понятия я и ты. Вначале он еще очень послушный, так как взрослые облегчают ему возможность быть активным, предлагают ему игры, еду; однако постепенно ребенок стремится к обретению независимости, пытается проверять свою способность хотеть, быть в состоянии и решать самостоятельно. В этом контексте появляются общеизвестные реакции упрямства, когда собственные желания приходят в столкновение с решениями или запретами взрослых.

В 4 года ребенок уже установил в значительной мере свою независимость и адаптируется (при значительной помощи речи) к ежедневному распорядку. В этом возрасте ребенком нелегко руководить благодаря его постоянной потребности движения. С другой стороны, несмотря на свое желание стать самостоятельным, он неизменно чувствует потребность возвращаться под защиту взрослых (например, когда возникает какое-нибудь затруднение или когда ребенок устает).

В 5-6 лет отношение к взрослым менее подвержено конфликтам, чем в 3-4 года. Ребенок участвует с удовольствием в деятельности взрослого и радуется похвале за хорошую работу. Появляющиеся недоразумения выясняются посредством речи. Возрастает интерес и желание играть с другими детьми и помериться умением и силой в небольших соревнованиях.

Ребенок начинает соблюдать простые правила поведения; со временем ему удается отодвигать собственные желания на второй план, учитывать желания или даже искать общества других детей; он образует ограниченные группы играющих; предпочитает товарищей по игре одного с ним пола. Он пытается доминировать окружающих.

У единственного в семье ребенка наблюдается иногда настоящая «борьба за гегемонию» бабушкой и дедушкой. Он сердится, когда не исполняются его желания или когда в игре им руководят другие дети. Похвала его уже не удовлетворяет, у него бывают вспышки гнева и тенденция к негативизму.

Восприимчивость и новые возможности познания

Второй период вопросов свидетельствует о большом любопытстве, о стремлении ко всему новому. Ребенок все время повторяет «почему?», «Отчего?», «как это»? По-видимому, он доволен, когда видит, что ему отвечают терпеливо и его потребность спрашивать и знать принимается всерьез.

То, чего добивается ребенок, это не познание в интеллектуальном смысле слова, а чувство уверенности, помогающее разобраться в окружающем его запутанном мире.

Некоторые взрослые не знают, что отвечать на некоторые вопросы ребенка, пытаясь удовлетворять его любопытство своей «взрослой логикой» (при помощи непонятных детям абстракций). Тут необходимы простые объяснения, соответствующие его пониманию при помощи понятий и примеров, взятых из мира, доступного чувствам ребенка. Других родителей раздражают «надоедливые» вопросы детей; это еще хуже, так как ребенок чувствует себя одиноким и обманутым в его желании стать «большим».

Суждение и фантазия

Начиная с 5-и лет, вместе с повышающейся восприимчивостью ребенка возрастает и его сила суждения. Он думает о том, что слышал и чему научился. Иногда, спустя долгое время после того, как он услышал сказку, матери или воспитательнице приходится отвечать ему на вопросы, связанные с этой сказкой.

Теперь ребенок много думает и пытается это выразить. Он любит и пробует воспроизводить звуки животных, находит легкие рифмы, создает слова. Выдумывает новые сказки. Иногда, исходя из реального факта, ребенок выдумывает новые перипетии; иной раз, играя лошадкой или машиной, он воображает разные приключения.

Ребенок любит сказки, в которых действующими лицами являются животные, которым он присваивает собственные чувства.

Любовь к сказкам с феями и с фантастикой появляется после 5-летнего возраста.

Выдуманные родителями сказки должны пересказываться одинаково, без изменений. Добро, храбрость, скромность и вообще положительные черты должны характеризовать любимых ребенком персонажей. Сказки с ведьмами, змеями, волками ведут к испугам, беспокойному сну, кошмарам, уединению или стремлению не отходить от матери.

В настоящее время, при бурной технической революции, при чрезвычайном распространении телевидения и кино наблюдается превращение предпочтений у детей, начиная с детского сада и до поступления в школу. Уже немногих детей занимают сказки вроде «Алисы в стране чудес». Под влиянием в первую очередь телевидения и образа жизни семьи в наши дни, детские сказки должны содержать гарантию, что они являются или могут стать реальностью, что они правдоподобны.

Передачи по телевидению из жизни животных, мультипликационные фильмы, передачи для детей заняли в значительной мере место прежних сказок.

К концу четвертого года жизни деятельность детского воображения достигает своего апогея, что для вдумчивого наблюдателя является ключом к «миру желаний» ребенка.

Подражание взрослым в возрасте от 3 до 6 лет