На 7-м году жизни начинается школьный возраст. Физическое, моторное и психическое развитие пришли в некотором смысле к апогее.
На 6-м году жизни происходят некоторые изменения пропорций различных сегментов тела, сопровождающие скачками роста в длину.
Верхние и нижние конечности становятся длиннее по сравнению с туловищем и мускулистее.
Грудная клетка уплощается в переднезаднем направлении.
Живот - большой и выпуклый у маленького ребенка, становится также более плоским, намечается талия.
Ширина плеч начинает превосходить ширину бедер.
Шея становится длиннее и тоньше.
Лицо также подвергается изменениям: большой и выпуклый лоб у малого ребенка уже не так преобладает у школьника.
Нос становится тоньше.
Нижняя челюсть заметно увеличивается, подбородок выдается вперед.
Начинается смена молочных зубов постоянными.
Во время и сразу же после этих превращений роста у ребенка отмечается неловкость, беспокойное состояние, будто ему приходится адаптироваться заново (в функциональном отношении) к новой форме своего тела и заново координировать свои движения. Однако вскоре он может и хочет демонстрировать силу и ловкость движений во время игр, гимнастики. Таким образом, его поле действия значительно увеличивается по сравнению с маленьким ребенком.
Период физических превращений сопровождается существенными изменениями психического порядка.
С поступлением в школу ребенок переживает и познает новые формы человеческих взаимоотношений. Он слышит о событиях или заботах и интересах за пределами собственной семьи и начинает осознавать разнообразие жизненных аспектов.
Правила, господствующие в детском коллективе, получают для него особое значение. Ему поручаются обязанности или роли в рамках коллектива, которые он ревностно выполняет. Этот процесс психического развития представляет большую нагрузку для ребенка; поэтому не удивительно, что в течение этого периода ребенок находится почти постоянно в состоянии психического напряжения, которое находит выход в резких реакциях (взрывах плача, гнева, паясничания).
Пробуждение интереса к сексуальности, не всегда выраженные вопросы о роли другого пола, о супружестве, зачатии, деторождении способствуют усилению внутреннего напряжения.
После исполнения 7 лет движения становятся энергичными, согласованными. Начинают намечаться интеллектуальные предпочтения к определенным областям: технике, биологии, истории, музыке, спорту. Передачи по радио и телевидению приобретают значение. Годы начала половой зрелости являются периодом сравнительно постоянного развития с физической и духовной точки зрения.
Половое созревание продолжается несколько лет и отличается значительной индивидуальной вариабильностью. В основном, у девочек оно начинается в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет. Оно сопровождается новым скачком роста, в особенности верхних и нижних конечностей.
С психической точки зрения, половое созревание - период полный напряжения и проблем, во время которого дружба, антипатии, надежды и страхи переживаются с особенной остротой и воспринимаются различно. Нередко отмечаются реакции отвращения к школе и преподавателям, сопровождающиеся понижением успеваемости, или чрезмерно критическое отношение к родителям, даже отчуждение от них.
Наступление половой зрелости знаменует собой конец собственно детства и переход к подростковому возрасту (юношеству).
Ребенок школьного возраста здоров, когда ему обеспечивается:
Если отсутствует один из этих факторов, здоровье ребенка страдает.
Медицинский контроль. В школе производятся периодические медицинские обследования (итоговые обследования) с целью надзора за развитием ребенка (измерения, взвешивания) и выявления возможных аномалий. Производятся также необходимые прививки (вакцинации).
И один в поле воин, если он по-русски скроен