Ребенок школьного возраста - от 6 до 16 лет

На 7-м году жизни начинается школьный возраст. Физическое, моторное и психическое развитие пришли в некотором смысле к апогее.

На 6-м году жизни происходят некоторые изменения пропорций различных сегментов тела, сопровождающие скачками роста в длину.

Верхние и нижние конечности становятся длиннее по сравнению с туловищем и мускулистее.

Грудная клетка уплощается в переднезаднем направлении.

Живот - большой и выпуклый у маленького ребенка, становится также более плоским, намечается талия.

Ширина плеч начинает превосходить ширину бедер.

Шея становится длиннее и тоньше.

Лицо также подвергается изменениям: большой и выпуклый лоб у малого ребенка уже не так преобладает у школьника.

Нос становится тоньше.

Нижняя челюсть заметно увеличивается, подбородок выдается вперед.

Начинается смена молочных зубов постоянными.

Подвижность

Во время и сразу же после этих превращений роста у ребенка отмечается неловкость, беспокойное состояние, будто ему приходится адаптироваться заново (в функциональном отношении) к новой форме своего тела и заново координировать свои движения. Однако вскоре он может и хочет демонстрировать силу и ловкость движений во время игр, гимнастики. Таким образом, его поле действия значительно увеличивается по сравнению с маленьким ребенком.

Период физических превращений сопровождается существенными изменениями психического порядка.

С поступлением в школу ребенок переживает и познает новые формы человеческих взаимоотношений. Он слышит о событиях или заботах и интересах за пределами собственной семьи и начинает осознавать разнообразие жизненных аспектов.

Правила, господствующие в детском коллективе, получают для него особое значение. Ему поручаются обязанности или роли в рамках коллектива, которые он ревностно выполняет. Этот процесс психического развития представляет большую нагрузку для ребенка; поэтому не удивительно, что в течение этого периода ребенок находится почти постоянно в состоянии психического напряжения, которое находит выход в резких реакциях (взрывах плача, гнева, паясничания).

Пробуждение интереса к сексуальности, не всегда выраженные вопросы о роли другого пола, о супружестве, зачатии, деторождении способствуют усилению внутреннего напряжения.

После исполнения 7 лет движения становятся энергичными, согласованными. Начинают намечаться интеллектуальные предпочтения к определенным областям: технике, биологии, истории, музыке, спорту. Передачи по радио и телевидению приобретают значение. Годы начала половой зрелости являются периодом сравнительно постоянного развития с физической и духовной точки зрения.

Половое созревание продолжается несколько лет и отличается значительной индивидуальной вариабильностью. В основном, у девочек оно начинается в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет. Оно сопровождается новым скачком роста, в особенности верхних и нижних конечностей.

С психической точки зрения, половое созревание - период полный напряжения и проблем, во время которого дружба, антипатии, надежды и страхи переживаются с особенной остротой и воспринимаются различно. Нередко отмечаются реакции отвращения к школе и преподавателям, сопровождающиеся понижением успеваемости, или чрезмерно критическое отношение к родителям, даже отчуждение от них.

Наступление половой зрелости знаменует собой конец собственно детства и переход к подростковому возрасту (юношеству).

Здоровье

Ребенок школьного возраста здоров, когда ему обеспечивается:

  • правильная гигиена
  • уравновешенное питание
  • работа, соответствующая его физическим и умственным способностям
  • жизнь на свежем воздухе
  • подходящие жилищные условия
  • возможность заниматься спортом

Если отсутствует один из этих факторов, здоровье ребенка страдает.

Медицинский контроль. В школе производятся периодические медицинские обследования (итоговые обследования) с целью надзора за развитием ребенка (измерения, взвешивания) и выявления возможных аномалий. Производятся также необходимые прививки (вакцинации).

Родители лицом к лицу со школьником