Родители лицом к лицу со школьником

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка - это чувствовать себя в безопасности и быть любимым. Ребенок должен чувствовать, что ему дарится постоянная ласка, что родители принимают его школьные результаты (даже если они не всегда блестящие) и его характер (будь он иногда и невозможным).

Если родители младшего школьника проявляют проницательность, в курсе со всеми его достижениями, ободряют его с любовью (никогда не порицают его в гневе!) и постепенно дают ему независимость, они добиваются того, что ребенок легко приспосабливается к нормам дисциплины и процесса обучения.

У ребенка младшего школьного возраста еще очень сильно выражено желание быть по вкусу взрослых (родителей и учителей). Амбиции родителей в связи с их ребенком должны иметь разумные пределы, чтобы от ребенка не требовалось больше, чем позволяет его умственный уровень. Задания, с которыми ему не удается справляться, придают ему чувство неуверенности.

Жесткая критика, назойливость, насмешки, неблаговидные сравнения или наказания не стимулируют ребенка учиться. С другой стороны, следует избегать чрезмерных похвал, которые могут вызывать боязнь перед неудачей.

Надо развивать у ребенка любовь к учению, стремление открывать, создавать. Эта черта у него уже существует; он упражнял ее в первые 6 лет детства в форме игры.

С поступлением в школу это природное стремление следует направлять к другим целям. Ребенка надо «учить учиться». Кроме умения читать и считать, учение означает целенаправленную деятельность, отказ от немедленного удовлетворения собственных желаний, работу в виду достижения более отдаленных целей.

Ребенок должен учиться быть настойчивым, любить хорошо сделанное дело. Родителям следует поощрять его снова пытаться и повторять, незаметно помогая ему, чтобы не допустить неудачи.

По мере того, как прогрессирует его созревание, ребенок школьного возраста усваивает логическое мышление, привыкает к глубокому изучению темы, устанавливает аналогии, отличая причины и последствия, ищет объяснений.

Он приобретает способность мыслить критически о прочитанном или увиденном вокруг себя, о том, что говорят и делают родители. В течение этого периода родители должны воздерживаться от высокомерного, слишком авторитетного отношения к ребенку.

Желательно, чтобы взаимоотношения между родителями и детьми основывались на постоянном «диалоге», часто от равного к равному. Такие взаимоотношения благоприятно отражаются как на семейной атмосфере, так и на школьной успеваемости.

Семейная обстановка

Дети из прочно сплоченных семей и с соответствующим интеллектуальным уровнем учатся лучше, чем их соученики, обладающие одинаковыми способностями, но происходящие из «проблемных» семей.

Среди факторов, влияющих на школьную успеваемость, следует назвать: интерес семьи к школьному обучению, возможности, предоставляемые ребенку для обогащения своих знаний и опыта вне дома и школы, поощрение трудолюбия, интереса к чтению.

Важно, чтобы родители поддерживали связь со школой, с тем, чтобы быть в курсе того, как проявляет себя ребенок в школе и чтобы избегать абсентеизм (прогулы). Абсентеизм по «немедицинским» причинам увеличивается с возрастом. Чаще всего причина кроется в небрежности семьи.

Рабочие условия

По мере возможности, ребенку надо обеспечить комнату или место, где он может складывать свои книги и спокойно готовить уроки. Для того чтобы он мог работать сосредоточенно, следует избегать: прерывать занятия для домашних дел, шумный фон (радио) или одновременный просмотр программ по телевидению.

Ребенка следует приучать готовить уроки в определенный промежуток времени с тем, чтобы он смог посвятить себя и другим занятиям (игра остается еще необходимостью для школьника!), гулять или помогать по хозяйству.

Дети, долго корпящие над школьными тетрадями и книгами, не являются обязательно и лучшими учениками! Они просто не привыкли заниматься систематически; поэтому родители должны их направлять и проверять.

Успеваемость в школе не всегда соответствует степени одаренности ребенка. Умный, но несчастливый ребенок с трудом работает в школе. Другой, менее способный, но очень прилежный и дисциплинированный имеет хорошие отметки.

Некоторые дети думают медленнее и «блокируются» если учителя бывают слишком напористы, другие не в состоянии выражать свои мысли, даже если они рассуждают правильно. Существуют и неугомонные дети или мечтательные, или ленивые. Лень встречается у тех детей, которые «схватывают слишком легко» и которые считают, что уже нет необходимости учить уроки; но лень может быть и чертой характера, результатом влияния некоторых классных товарищей или отсутствия поощрения со стороны семьи.

Дети с физическими недостатками или страдающие хроническими заболеваниями, которые частично «исключают» их из коллектива, бывают часто мишенью для ироний классных товарищей, самоизолируются и становятся робкими.

Родители и педагоги могут обнаруживать причину и - иногда - устранять ее, перед тем как делать выговор ребенку, «что он способен на большее».

Школьные затруднения - последствия либо физического недостатка, либо аффективных расстройств.

Физические недостатки, неблагоприятно влияющие на учебный процесс, включают:

  • слабоумие
  • психомоторную неустойчивость
  • недостаточность слуха (глухота или гипоакузия)
  • расстройства зрения (близорукость, дальнозоркость, амблиопия)
  • расстройства речи
  • моторные дефекты (неврологические, последствия несчастных случаев)

Аффективные расстройства могут существовать в рамках общего расстройства поведения. Они могут сосуществовать в качестве реакционной мотивировки у ребенка, страдающего одним из вышеупомянутых недостатков.

Оппозиционное отношение к школе выражается:

  • безразличием (часто в сочетании с непоседливостью)
  • медлительностью в работе
  • небрежностью почерка
  • неаккуратностью тетрадей испачканных чернильными пятнами
  • неприготовлением или незаконченностью уроков

Родители должны повести такого ребенка к врачу и психологу, которые определяют - являются ли школьные затруднения последствием физического недостатка или имеют чисто психологический характер.

Из множества аффективных проблем, влекущих за собой школьную неудачу, мы приводим лишь несколько:

а) противоречивое, непоследовательное, переменчивое воспитательное поведение родителей, отсутствие у них единодушия и целеустремленности;

б) серьезные разногласия в семье с внезапным уходом из дому одного из родителей;

в) неодинаковое отношение родителей: один - властный, категоричный, другой - безгласный, незначительный, «несуществующий»;

г) ревность по отношению к брату или сестре;

д) частая перемена школ;

е) незаинтересованность семьи в книгах и возможностях повышать свой культурный уровень (семья, интересы которой тяготеют только к футболу и модным певцам не пробуждает в ребенке стремления к учению).

В заключение нам все же хочется привести несколько примеров детей, получивших в свое время оценку «отсталых», имевших затруднения в школе, но которые впоследствии стали знаменитыми: Луи Пастер (посредственный, медленный ученик), Джеймс Уатт (которого считали ограниченным и глупцом), Чарлз Дарвин (малосообразительный и тугодум, по собственному признанию), Лев Толстой (не мог и не хотел учиться).

Сверходаренный ребенок

В недавно вышедшей работе «Etudes genetiques sur le genie» Кэтрин Моррис Фокс приводит краткие биографии 300 исторических гениев. На основе умственных показателей и способностей, проявленных этими гениями в детстве, автор составил коэффициент их умственной одаренности (QI). Среди примеров фигурируют: 100-110: Коперник, Фарадей; 100-120: Кромвелл; 120-130: Бах; 130-140: Руссо; 140-150: Кепплер; 150-160: Теннисон; 160-170: Виллиам Питт; 170-180: Вольтер; 180-190: Гёте; 190-200: Джон Стюарт Милл.

Из биографий этих гениев видно, что все получили в семье, а затем от учителей интенсивное и раннее образование. Каждый из них жил в чрезвычайно активной среде. Вместо того, чтобы сидеть, сложа руки и ждать, чтобы данный ребенок «созрел», родители этих гениев упражняли с раннего возраста природное дарование своих потомков.

Среди румынских гениев хочется упомянуть великого композитора Джордже Энеску, родители которого занимались им еще с. дошкольного возраста и посвятили всю жизнь созданию оптимальных условий для усовершенствования его врожденного таланта.

Мы подчеркиваем, что и способный ребенок может ставить проблемы в отношении школьной успеваемости. Он может стать ленивым, потому что школьное обучение его не интересует или кажется слишком легким: он скучает или отдается мечтаниям, кончая тем, что получает низкие оценки. Такой ребенок чувствует себя одиноким, потому что не находит интересными своих товарищей по классу; с некоторыми преподавателями у него могут сложиться сложные отношения из-за своей оригинальности или творческой инициативы, которые побуждают его отказываться делать обычные школьные задания, предпочитая заниматься темами вне школьной программы.

Некоторые дети, одаренные способностью к какому-нибудь учебному предмету, непреуспевают в других; физические упражнения им удаются хуже, чем другим товарищам по классу и у них наблюдается сложное социальное поведение.

Питание ребёнка школьного возраста