Для развития своих физических и душевных качеств, ребенок нуждается во внутреннем и внешнем пространстве, в чувстве свободы. Для воспитания ребенка необходимо большое терпение, причем следует бороться с двумя крайними тенденциями:
а) Некоторые родители полагают, что после исполнения 1 года, ребенок стал уже «большим» и более не нуждается в особом внимании и ухода. Его оставляют «действовать по своему волю» в доме, а родители заботятся только об его одежде и еде.
Однако, именно теперь ребенку нужны любовь и присутствие родителей, в особенности для развития своих новых возможностей (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.
Особенно на первом этапе, ребенок является «тенью матери». Даже в представлении медицинских кадров замечается иногда некоторая недооценка важности постоянного присмотра и наблюдения развития малого ребенка изо дня в день. Врачи занимаются, обычно, малыми детьми в периоды прививок и по случаю заболеваний.
б) Вторую крайнюю тенденцию можно наблюдать у некоторых матерей, которым не удается ни когда ребенку уже исполнилось 3-4 года оторваться от него, лишая его, таким образом, возможности развивать свои силы для завоевания окружающей среды.
Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к жизни, потому что родители не могут решиться оставить их развернуться, удовлетворяя, таким образом, их потребность в движении и познании окружающего мира.
И один в поле воин, если он по-русски скроен