Рост и развитие ребенка на втором месяце жизни

Вес тела

На 2-м месяце ребенок набирает примерно 750-900 г в месяц, то есть 25-30 г в день или 175-210 г в неделю. Мать не должна удивляться, если ребенок набирает больше или меньше, чем сказано в книгах (750 г в месяц).

Хорошо составить график, на котором провести нормальную («идеальную») кривую роста на весь год; каждый месяц следует рисовать реальную кривую веса ребенка. Кривая веса является самым существенным показателем роста ребенка. Если эта кривая имеет восходящее направление, это означает, что все идет хорошо. Если она остается горизонтальной, следует обратиться за советом к врачу.

Если траектория кривой ребенка ниже теоретической («идеальной») кривой, нет оснований для беспокойства; главное, чтобы она была почти параллельна первой. У каждого грудного ребенка - свой собственный ритм роста; одни начинают набирать раньше, другие позже.

Длина тела ребенка увеличивается в этом месяце на 3-4 см.

Нейро-двигательное развитие

В этом возрасте ребенок лучше контролирует свою мышечную деятельность, движения становятся более координированными («моторная координация»). Прогресс отмечается всегда от мышц головы к мышцам конечностей.

Общая подвижность

а) Лежа на спине, у ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению: верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать все больше растянувшись, руки разогнуты и отдалены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким.

Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного боку вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей.

Лишь к концу второго и началу третьего месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ножками.

б) Лежа на животе, ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45°.

Плечи еще оттянуты назад. Руки вытянуты, но не постоянным образом, ребенок опирается на предплечья.

Сохраняется флексия бедра, и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру, временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.

в) Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает протягивать и подымать руки вдоль головы. До начала второго месяца грудной ребенок держит все время руки сжатыми в кулаки. Если кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак еще сильнее.

Постепенно, в течение всего второго месяца жизни, пальцы ребенка разгибаются и к началу третьего месяца пальцы уже бывают разогнуты.

г) Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает «автоматически», опираясь на кончики пальцев, делая широкие, отрывистые движения (наподобие космонавта).

д) Положение ребенка в кроватке. Не отвергая категорически положение, лежа на спине, следует однако подчеркнуть, что образ развития мышечного тонуса показывает, что ребенка следует лучше укладывать либо на бок, либо на живот (как это принято за последние годы), начиная со 2-ой - 3-й недели жизни.

Положение, лежа на животе представляет два преимущества: устраняет опасность аспирации в дыхательные пути срыгнутой жидкости и ведет к более скорому укреплению мышц спины, которые позволят ребенку в дальнейшем стоять на ножках.

Лицо

Лицо грудного ребенка начинает становиться более выразительным; он реагирует по-разному в зависимости от того, как с ним разговаривают. Постепенно он обретает контроль над мышцами лица, над мышцами, двигающими глазные яблоки и над мышцами затылка.

Глаза

Благодаря ограниченному контролю над мышцами лица и глаз, взгляд ребенка в возрасте одного месяца не «схватывает» тот или иной предмет если он не находится по линии его взгляда и на некотором расстоянии.

Однако понемногу грудному ребенку удается следить взглядом, так что к 3-месячному возрасту, он может следить за предметами, находящимися во всем поле его зрения. Это значительный прогресс, так как он позволяет ребенку обогащать свой опыт и, прежде всего, узнавать свою мать.

Малый грудной ребенок «внимательнее» наблюдает человеческое лицо, чем какой-нибудь цветной предмет.

Если ребенка вывозят в коляске в сад, он восхищен игрой света и движениями ветвей.

Если перед его глазами проводят какой-нибудь ярко-красный предмет, ребенок будет следить за ним глазами лишь в течение нескольких секунд.

Если опыт повторяют в течение более продолжительного времени, ребенку это «надоедает». Он начинает «косить» глазами. Косоглазие (страбизм) в этом возрасте - преходящее явление.

Речь

Лепет

В моменты удовлетворения и веселия ребенок издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок «произносит» несколько звуков (а, е, о, у, ее). К концу месяца он связывает эти гласные с согласной «х (ха, хе, ехе)».

Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.

Крик

Крик ребенка еще остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается еще глобально: если он чувствует себя хорошо, ребенок ненапряжен, он выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-либо недоволен у него появляется беспокойство, он кричит.

В то время как в течение первого месяца мать никак не понимает, что именно хочет ребенок ей сообщить своим визгом, теперь она начинает постигать тончайшие нюансы, учится понимать своего ребенка.

а) Визг от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращениями головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа или полчаса до момента кормления. Ребенок немного успокаивается, затем опять начинает визжать с новой силой и перестает только, когда мать начинает его кормить.

б) Визг по поводу какого-нибудь неудобства почти беспрерывный и имеет другой, несколько более неприятный тон; он сопровождается беспокойством, и ребенок успокаивается лишь, когда мать обнаруживает причину неудобства: слишком тесное пеленание, мокрые пеленки, слишком жарко или ребенка беспокоит слишком яркий свет.

в) Визг по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движениями сгибания голеней, беспокойством, выпусканием газов. Если стул нормальный, не возникают рвоты и если аспект ребенка нормальный, нет оснований для беспокойства; эти припадки наблюдаются часто во 2-м месяце (постепенно исчезают после 3-4 месяцев).

Для успокоения колик мы рекомендуем, в порядке их действенности, следующие мелкие «технические» приемы:

1) Ребенка следует кормить (грудью или бутылочкой) несколько медленнее.

2) Во время кормления грудью мать должна быть спокойной, ненапряженной.

3) После кормления, ребенка надо держать 2-5 минут в вертикальном положении, головкой на плече матери и прижав животик к груди матери, если можно непосредственно «кожей к коже». Тепло и давление успокаивают колики. Затем ребенка укладывают в кроватку на животик.

4) Ребенка укладывают на животик. И мать слегка нажимает правой рукой на животик ребенка, начиная с права и с нижней части живота и продвигая руку в виде дуги к верху, налево и вниз (к печени - под ребра верхний левый угол, в зоне селезенки - вниз, вдоль левой стороны живота) в направлении часовых стрелок.

Таким образом, пузырьки воздуха проглоченного ребенком перемещаются. Кишечные спазмы успокаиваются, кишечное содержимое меняет свое положение и может продвигаться по направлению к конечным сегментам толстой кишки.

5) Наконец, можно испробовать прием, который фигурирует во всех наших книгах: наложение на живот компресса смоченного в теплой воде (не горячей!) и побрызганного спиртом (спирт в большом количестве может проникать в дыхательные пути ребенка или абсорбироваться кожей, обусловливая интоксикацию!).

6) Кормящую грудью мать следует расспросить относительно ее собственного режима питания и кишечного транзита. Поглощение определенных продуктов (кофе, чай, спиртные напитки, капуста, сушеная фасоль) или же прием определенных медикаментов (кофеин, миофилин, слабительные), понос, «припадки» колита или печени у матери часто вызывают брюшные колики у вскармливаемого грудью ребенка.

7) Когда колики или припадки плача (без видимой причины) повторяются, можно прибегать, в крайнем случае к «традиционному» и столь спорному приему: ребенка укладывают на живот и дают ему в рот пустышку. Не забывайте кипятить пустышку ежедневно и мыть ее, если она случайно падает на пол!

8) Если ни один из этих приемов не дает результатов надо обратиться к врачу, который устанавливает, если в данном случае не идет речь о каком-нибудь более серьезном заболевании. В том случае, когда плач ребенка не вызван болезнью, некоторые врачи рекомендуют успокаивающую микстуру.

г) Визг, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение, которого покой ребенка нарушался окружающими его лицами (уход, чрезмерные ласки, посещения друзей).

Ребенка следует отнести в спокойное место и уложить спать; он немедленно успокаивается. Если нужно, несколько ослабляют слишком тесно прилегающие пеленки. В том случае, когда ребенка укладывают в коляску, его можно немного покатать (даже и в квартире).

д) Визг, выражающий только радость пошуметь и показать свою силу. Мать со временем привыкает его распознавать, потому что обычно это происходит вечером. Ребенок кажется довольным и все же этот визг возобновляется каждый день в одно и то же время. Мать не должна пугаться; наоборот, этот визг - признак силы и желания общения.

Если ребенка берут на руки, он успокаивается; он любит чувствовать тепло тела матери, ее запах, ее объятие. Если мать гуляет с ним медленно по комнате, говорит с ним нежным голосом, ребенок успокаивается и засыпает.

е) Визг как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата. Если визг пронзительный и продолжительный, а вид ребенка изменяется по сравнению с предыдущими днями, следует вызвать врача.

Таким образом, на втором месяце жизни ребенка мать, научившись смотреть, слушать его, обретает весьма существенное умение, а именно, как понимать ребенка, еще не обладающего речью для того, чтобы выражать свои желания, неудобства, страдания.

Вначале всякая мать ощущает неуверенность, беспокойство, но вскоре она начинает гордиться тем, что умеет понимать «обращения» ребенка.

Аффективность ребёнка на втором месяце жизни