Рост и развитие ребёнка от 2-х до 3-х месяцев

Прибавление в весе равно 25-30 г в день, то есть 750-900 г в месяц. Если ребенок имел при рождении 3200 г, в начале 3-го месяца он весит 4700 г, а к началу 4-го месяца 5300-5750 г, это значит, что он развивается нормально.

Длина. Если длина ребенка была при рождении 50-52 см, к концу 3-го месяца он должен иметь 57-60 см.

Моторное и психическое развитие

Общая подвижность

а) Лежа на спине («дорсальный декубитус»). Ребенок может лежать на спине в симметричном положении; иногда он пробует поворачиваться в обе стороны; поэтому, в этом возрасте возникает опасность падения со стола для пеленания.

Ребенок может держать голову по средней линии, но часто он ее поворачивает в одну или другую сторону, причем часть туловища с соответствующей стороны кажется короче, как бы напоминая асимметричное положение.

Руки. К концу 3-го месяца ребенок приводит руки к средней линии и рассматривает их. Он «открывает» существование рук и проводит долгое время, смотря на них и наблюдая за их движениями.

Из всех частей тела ручки являются первыми, о которых ребенок узнает, что они ему принадлежат. Постепенно, в течение 3-го месяца, пальцы разжимаются и вытягиваются; к трем месяцам кисть почти совсем открыта и пальцы только слегка еще согнуты.

Если ребенку вкладывают в ручку игрушку (легкую, яркого цвета, гремящую), он ее хватает и крепко держит несколько минут. Иногда он «охватывает» предмет взглядом и пробует поднести его ко рту. Это начало координации между зрением и осязанием.

Нижние конечности повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время сучит ножками («работает педалями»).

б) Лежа на животе («вентральный декубитус»). Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом до 45°. Опора на предплечья еще не стабильна. Голова может двигаться и ложиться то на одну сторону, то на другую.

Иногда ребенок делает ползущие движения, но ему не удается перемещаться.

в) Подтягивание исходя из положения, лежа на спине. Если ребенка берут за руки, ему удается поднять голову, но она еще качается в одну или другую сторону. Однако после того как его достаточно подымают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания нижние конечности также приводятся вперед, но еще сохраняется сгибание в коленом суставе.

г) Поддерживаемый подмышками ребенок встает на ножки. Если мать поддерживает ребенка подмышками, он опирается на ножки на короткое время. Нижние конечности кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто: положение головы хорошо контролируется.

Тонкая подвижность и хватание

Если мать проводит очки или ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см перед глазами ребенка, по средней линии и немного по боковой линии, он видит и следит за ним взглядом. Он долго следит за предметом и проявляет к нему интерес (например, прерывает свое занятие или движения), глаза сосредоточены на предмете. Движения глазных яблок часто координированы одновременно с движениями головы.

Грудной ребенок рассматривает и подымает свои руки, слегка сгибая их над головой. Он уже не сует в рот всю руку, а только один палец.

Хватание. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который она ему подносит, даже если движение еще не координировано.

Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян) и больше маленькими пальцами («кубитоладонное»). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем упускает игрушку непроизвольно. Он не может упускать ее намеренно.

Речь и социальный контакт

а) Речь. Грудной ребенок шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и лепечет спонтанно. Он начинает издавать звуки подобные буквам ф, в, с или английской фонеме з (th).

б) Социальный контакт. Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается, когда к нему обращаются. Он следит взглядом и смотрит на лица, которые к нему подходят.

Грудной ребенок в возрасте 2-3 месяцев всегда общается со своей матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив; наоборот, он мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.

Ребенок зависит от реакций окружающих (анксиозность матери, суета окружающих) и реагирует в соответствии с этим. Если он плачет, то успокаивается, когда его берут на руки, ласкают, когда он чувствует тепло тела матери, когда с ним разговаривают. Плач имеет разнообразные оттенки.

Слух и локализация шума

Ребенок приостанавливает движение и иногда поворачивается к источнику шума. При исследовании слуха рекомендуется, чтобы звуки были разного качества (колокольчик, тихая речь, шуршание бумаги, музыка). Если шум сильный, ребенок кричит, проявляя «недовольство».

Зрение и движения глазных яблок

В этом возрасте, отмечается прогресс глазной функции. Ребенок видит предметы на расстоянии 30- 40 см и следит за ними глазами и движением головы. Движения глазных яблок координированы; изредка он еще «косит» глазами.

Ребенок узнает и «охватывает» окружающий мир сперва глазами.

Аффективность

Ребенок начинает скорее реагировать на присутствие, слова, стимулы матери, которые могут вызывать у него улыбку.

Ребенок становится весьма чутким к голосу матери, который его восхищает, Вызывает улыбку, радость. В течение всей дальнейшей жизни голос матери останется чем-то единичным.

Мать уже знает, как понимать его взгляд, как его успокаивать. Грудной ребенок успокаивается в присутствии матери или когда она берет его на руки, положив голову на свое плечо.

Надзор и уход за ребёнком от 2-х до 3-х месяцев