Детский уголок в семье

Очень большое значение для правильного воспитания ребенка имеет организация обстановки в семье. Но, к сожалению, обстановку в семье слишком часто взрослые организуют для себя. Соответственно, к ней должны приспосабливаться дети. А легко ли это? Надо приспособиться, чтобы влезть на стул, который так высок для ребенка. Кое-как взобравшись на него, он все равно не видит, что на столе. Подтянул скатерть - что-то упало и разбилось...

Нельзя играть с пластилином, чтобы не испортить паркет. Нельзя бегать, чтобы не споткнуться о ковер. Ребенок слышит беспокойное «не шуми, не пачкай, не сори...» Нельзя сделать ни одного шага, не опасаясь получить выговор, упрек или даже шлепок.

Или: ваш ребенок привел товарища. Принесли с собой веточки, камушки, в коробку из-под строительного материала насыпали песок, и началось «строительство» улицы. Но, увы, вошедшую мать это привело в ужас: «Что тут творится? Во что превратили комнату?!» Так вот часто грешат родители незнанием законов развития детей, особенно недооценивают значения игры, ее роли в развитии детей, их потребности в хорошем товарище.

Знать своего ребенка, знать только ему присущие, индивидуальные особенности - с этого начинается воспитание. Вот твердое убеждение всех педагогов и психологов.

Наблюдая ребенка вне общения, мы не узнаем его всесторонне. Только в игре с другими малыш раскрывается и дает возможность судить, каков он, так как в игре проявляются наиболее полно чувства и стремления детей.

Наблюдая за ребенком, можно видеть, как охотно он играет с одними детьми, а других просто избегает. Но родители, к сожалению, не всегда считаются с этим и если уж разрешают приводить товарища для игры, то только по своему выбору: «Он тихий, аккуратный». А какая игра поневоле?!

Не правы те родители, которые диктуют, с кем, где и как играть. Главное, чтобы было тихо, и в комнате был порядок, удобный для взрослых. Как часто радостная вдохновенная игра детей обрывается возмущенным окриком: «Что вы тут наделали? Немедленно все приведите в порядок!» В таких условиях дети, словно лилипуты в стране великанов.

В каждой семье должны быть условия для активной деятельности ребенка. Если нет детской комнаты, то нужно выделить хотя бы детский уголок, где был бы столик, стульчики, цветок на окне, ящик с полочками, на которых хранились бы книжки, картинки, карандаши и бумага для рисования, игрушки. У ребенка постарше там могут быть краски, клей для аппликации, настольно-печатные игры, игрушки, «строительный» материал, кубики - словом, все для игровой и трудовой деятельности. Все при этом должно соответствовать возрасту ребенка.

Наличие своего уголка воспитывает у ребенка элементы самостоятельности. Он учится поддерживать там порядок, складывать все на свое место. Мама (папа) при этом не забывают похвалить, сопоставить порядок в комнате и детском уголке. Ребенку доставляет удовольствие восприятие окружающей его чистоты, аккуратности.

Любые мелочи в быту имеют большое воспитательное значение, ибо «они действуют постоянно, регулярно, ежедневно и ежечасно, из них и складывается жизнь»,- писал А. С. Макаренко.

Требование к ребенку