Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Надо ребенка знать, чтоб делать как можно меньше ошибок.
Я. Корчак

Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо знать закономерности его развития в разные периоды жизни. Знать законы общего возрастного развития и особенности своего ребенка, так как каждый ребенок своеобразен.

Наука о детях дала нам знания о том, как они развиваются, что хорошо для их здоровья, ума, чувств, для развития всех их способностей, что плохо. От нас зависит, как они будут подготовлены к жизни.

«Воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей и целями советского дошкольного воспитания. Ни одно из психофизических качеств: мышление, память, чувства, воображение, навыки, привычки - не могут быть воспитаны, сформированы сами по себе. Только под влиянием целенаправленного воспитания ребенок усваивает знания, умения, развиваются его способности...» - писал Н.А. Блохин.

Мамы, папы, бабушки и дедушки должны помнить: все, что требуется для формирования полноценного физически и психически развитого ребенка, в их руках. Неправильно думать: «Такой уж он родился - слабенький, смирненький». Нет, он стал таким из-за незнания вами законов его развития.

Врожденные свойства не определяют, каким будет человек. «...Мнение о том, что каждому якобы на роду написано быть ли ученым или сапожником, космонавтом или музыкантом... не имеет реальной основы»,- отмечает академик Н.П. Дубинин.

Начало жизни - новорожденный младенец. Сила его в способности расти. Пока - это единственная потребность. 3/4 времени занимает сон, 1/4 - бодрствование. Каждый день мозг прибавляется на 1 грамм - ничего подобного в дальнейшей жизни нет!

Поскольку организм растет, необходимо обеспечивать этот процесс роста тщательным контролем за тем, чтобы был чистый воздух нормальной температуры, солнечный свет, правильный режим питания. Но вот появляется новая потребность - развиваться. Теперь уже нужна игрушка, ласковое лицо, спокойная речь.

В процессе роста и развития потребности усложняются и расширяются, появляются новые. Наиболее важной из них является необходимость активно действовать и общаться с взрослыми.

Второй год жизни ребенка характеризуется тремя основными приобретениями: малыш начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действий с предметами. Он становится более самостоятельным, хотя требуется еще большая помощь взрослых. Появляется потребность в речевом общении. Сначала это подражание речи, потом эта способность подражать во втором полугодии совершенствуется, усложняется, начинает развиваться активная речь, которая становится основным средством общения с окружающими.

Взрослые к этому времени наиболее активно используют речь как средство воздействия на ребенка, учат его под воздействием речевых указаний выполнять простейшие правила поведения. Возникают зачатки наглядно-действенного мышления.

Наглядно-действенный характер мышления остается на протяжении всего раннего детства. Только непосредственно видя предмет или действуя с ним, ребенок может сравнивать окружающие его предметы между собой (по форме, цвету, величине), делать простейший анализ.

На втором году жизни совершенствуются основные движения, развивается умение бегать, взбираться на горки, лестницу, спускаться вниз. В этот период дети любят переносить предметы, выполнять с ними разные действия. У ребенка крепнут конечности: ноги, руки. Крепнут и нервные центры, управляющие мышцами.

Беспокойна эта пора для взрослых, и наступает время первых конфликтов: «Ни минуты не посидит! Сиди спокойно!» И тут же нередко наказание - шлепок, окрик. Это недопустимо.

Все, что в ребенке зреет и крепнет, может навсегда заглохнуть, если мы, взрослые, будем тормозить его активные движения. Двигательные органы выполняют важную задачу, которую жизнь ставит перед ребенком в начале длинного и сложного пути. Надо знакомиться с миром, надо познавать его, и малыш «добывает» эти знания «своими руками и ногами». Мышцами руководит мозг, по его приказу совершенствуются движения. Следовательно, подвижность нужна не только для физического развития, но и для развития ума.

С овладением элементарными видами движений у ребенка совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета). Развитие движений, наблюдение за предметами и действия с ними, элементарные обобщения с помощью слова содействуют развитию мыслительных процессов.

Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер: он стремится побольше узнать обо всем, с чем встречается - «что это такое?». В результате такой активности он открывает для себя новые качества и устанавливает связи между ними. Это еще, конечно, не проявление познавательного интереса в широком понимании, а лишь ранняя форма его.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, на художественное слово. Под влиянием взрослого он усваивает некоторые правила поведения, выполняет посильные поручения.

Для овладения речью и развития игровой деятельности малыша большое значение имеет способность к подражанию. Во второй половине второго года ребенок воспроизводит в игре не только те действия, которые ему показывали взрослые, но и то, что видит в ближайшем окружении близких ему людей.

Ребенок к концу третьего года