Игры на различение геометрических форм

Для пяти-шестилетних. В этом возрасте учите ребенка определять и называть предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также цилиндрической. Упражнение должно осуществляться осязательно-двигательным и зрительным путем. В играх уточняйте представление, что формы могут быть разных размеров (большой круг - маленький круг, большой куб - маленький куб).

Для шести-семилетних. Развивайте сообразительность ребенка: видоизменяйте геометрические фигуры, составляя, например, из нескольких треугольников - четырехугольник, пятиугольник, из частей круга полный круг.

Учите находить в жизненных предметах геометрические формы:

  • круг
  • овал
  • прямоугольник
  • квадрат
  • шар
  • куб
  • цилиндр

С помощью различных игр развивайте у малышей любознательность, вырабатывайте навыки сопоставлять предметы, узнавать и называть их по форме, цвету, величине.

Чье это место?

Заготовьте коробку с прорезанными в ней разного размера отверстиями геометрических форм - круга, квадрата, а также предметы соответствующей формы для этих отверстий. Ребенок должен неоднократно практически «примерить» геометрическую форму к отверстию в коробке, чтобы убедиться, что круг и квадрат проходят только в соответствующие вырезы и любой стороной.

Найди форму своего предмета

Подберите картинки с изображением предметов различной формы.

Круглые: мяч, колечко, глобус, шарик, печенье, яблоко, апельсин, помидор.

Овальные: яйцо, огурец, лимон, слива, батон.

Четырехугольные: конверт, портфель, окно, книга, аквариум, шкаф.

Треугольные: крыша, колпак, сачок, флажок.

Лучше наклеить подобранные картинки на карточки соответствующего размера - ими удобнее пользоваться и в таком виде они дольше сохраняют опрятный вид.

В игру можно подключить и других детей. Раздайте всем карточки с изображением предметов. На стулья положите карточки с изображением геометрической формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. По сигналу «В свой домик» ребенок должен подбежать к стулу с карточкой соответствующего предмета, изображенного на его карточке. Карточками дети потом меняются.

Узнай форму предмета (геометрическое лото)

Сделайте карточки побольше размером с изображением двух, трех (а для старшего ребенка и больше) геометрических форм. В игре могут принять участие несколько человек - это повысит интерес к ней. Для ведущего игру сделайте те же изображения геометрических форм, но меньшего размера, и только по одному. Ведущий показывает маленькую карточку, например, с изображением треугольника, спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Если такая фигура есть у кого-то из детей на карте, ребенок говорит об этом и закрывает маленькой карточкой нужную клетку на большой карте. (Геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках).

Игра заканчивается, когда у одного из играющих будут закрыты все клетки на карте. В игру можно внести усложнение: взять геометрические формы разного цвета. Тогда дети будут называть не только форму, но и ее цвет.

Очень важно закрепить знание детей о форме и упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Приготовьте карточки с изображением геометрических форм (квадрата, овала, круга, треугольника), небольшой мешочек из любой ткани с предметами разной формы (как на карточках). Карточки с изображением геометрических форм разложите на столе. По команде ребенок вынимает из мешочка по одному предмету, называет его, соотносит с геометрической формой на карточке. Например: «Это флажок, он четырехугольной формы»,- и кладет этот предмет рядом с карточкой, на которой изображен квадрат. Игра проводится до тех пор, пока все предметы из мешочка не будут разложены на столе рядом с геометрическими формами.

Конечно же, игра не должна утомлять ребенка. Ее следует проводить не более 10-15 минут, как и все другие.

Игры на распознавание цвета