Игра - школа жизни для ребенка

Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры... Если взрослые не разрушили преждевременно этой особой атмосферы, в которой зарождается будущее богатство духовного мира, если взрослые могли понять и оценить вдохновение и романтику... то они уже многое сделали для счастья ребенка.
С.В. Михалков

Опыта, знаний еще нет, но очень обострено восприятие, впечатлительность. Мир кажется полным чудес. Как много должен узнать ребенок, и игра помогает ему в этом. Играя, он постигает мир...

Начиная с конца второго месяца жизни, объектами игры для ребенка служат исключительно собственные ручки и ножки. С трех месяцев начинается игра с предметами-игрушками. Она примитивна. Вы приносите ему куклу, медвежонка, машинку. Он еще не осмысливает, что данная игрушка представляет.

Как было сказано выше, ребенок развивается в деятельности. А игра - это своеобразная деятельность детей, посредством которой они активно, творчески, по-своему отражают окружающую его жизнь и прежде всего действия взрослых людей с предметами их труда. В игре ребенок раскрывает себя, проявляются особенности его характера, его качества, интересы и воображение. Затем он начинает производить ряд элементарных действий с предметом, игрушкой, и это уже свидетельствует о его положительном эмоциональном состоянии.

Так, играя с ребенком, вы обогащаете малыша сведениями и умениями, развиваете мыслительную активность, направленную на достижение результатов действия. Игры надо проводить с малышом, когда он выспался, бодр, сыт, спокоен, когда тихо в комнате и никто его не отвлекает. В таких условиях он лучше воспринимает ваши пояснения, ваш показ.

Когда малыш овладевает показанными действиями с предметами, игрушками, дайте их ему для самостоятельной игры. Если ребенок перестает заниматься с игрушкой - потерял интерес к ней, устал, быть может,- дайте ему возможность подвигаться, поиграть с мячом, повозить коляску. А можно посадить малыша рядом с собой или к себе на колени и поиграть с ним в «сороку-воровку», «ладушки».

К полутора годам жизни у ребенка разовьется способность подражать взрослому действием и словом, то есть будет воспитана способность следовать указаниям, воспринимать воздействие взрослых. Надо только, учитывая склонность ребенка к подражанию, побуждать его воспроизводить действия и слова, которые вы называете и показываете, а затем и те, что он сам увидит и услышит. Овладевая способами действия с предметами-игрушками и их обозначением, ребенок расширяет и уточняет круг своих представлений об окружающем мире, развивается его речь.

Повторяемость и систематичность в проведении игр, поощрение самостоятельных игр с игрушками, совместные игры взрослого с ребенком способствуют возникновению более сложных видов игр - творческих, сюжетно-ролевых.

Сам малыш не может самостоятельно извлечь все то, что ценно для его развития в окружающем мире предметов и явлений. После полутора лет он способен воспринимать способ действия, показанный и названный взрослым. Важно, чтобы он приобретал способ получать знания-сведения, то есть научился бы сосредоточиться, слушать, смотреть. В этом возрасте и закладываются качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

Игра этого возраста носит подражательный характер. Ребенок просто подражает - убаюкивает куклу, кормит Мишку. Помогите ему в этом, предложив подходящую игрушку и показав образцы, проиграйте сюжет совместно. Например: «Согрею водичку, выкупаю Таню, а потом спать уложим. Принеси, в чем купать будем».

Развивайте умение отобразить последовательно два-три действия: «Выкупаем, уложим спать, споем песенку».

Часто взрослые дают малышу строительный материал (кирпичики, кубы, призмы), не показав предварительно способа действий с ними: он возит их по столу, раскидывает, бросает на пол. В результате ценные для развития ребенка игрушки используются без всякого интереса и бережного отношения к ним.

Рекомендуется показать ребенку, что, например, можно построить из кубиков. Ваше ласковое короткое пояснение и показ, интересная игровая цель («Построим столик для Мишки, он будет есть за столом») - все это активизирует малыша, воспитывает и развивает умственно. Показ и слово помогают ему установить связь между показываемым действием и сопровождающим его словом. Это очень важно, так как подводит ребенка к умению действовать по вашему словесному указанию, развивает его речь.

Во время самостоятельной игры ребенок сам выбирает игрушку, сам развивает сюжет. Он отражает, воспроизводит в игре то, чему вы его научили и что сам увидел.

Второй год жизни является особенно важным этапом в развитии речи. Особенно успешно речь развивается в игре, она становится более осмысленной. Вслед за взрослыми ребенок называет игрушки, потом появляется потребность обозначать словом свои действия.

Очень важно не упустить время. Так как ребенок овладевает речью в результате общения с взрослыми и подражания, то естественно, чем больше вы будете общаться, разговаривать с малышом, знакомить его с предметами, их названием, действиями с ними, чем лучше обогащать впечатлениями окружающего мира, тем быстрее овладеет он правильной речью и расширится его ориентировка в ближайшем окружении, тем лучше он будет развиваться.

Как важно, чтобы взрослые наблюдали за играми детей. Мать, отец, другой взрослый, принимая участие в играх ребенка, проявляя искренний интерес к ним, чинит сломанную игрушку, подклеивает книжку, коробочку, приучает бережно относиться к ним, убирать все на место. И приучить к этому можно тоже в игровом плане. Например: «Я уберу посуду со стола, а ты убери все игрушки, чтобы понравилось и Мишке, и Леночке (куклы)».

Обогащая ребенка способами действий с предметами, игрой с ними, вы развиваете и умение его занять себя.

Игры с сюжетными игрушками