Капризные дети

Говоря о психическом развитии ребенка, нельзя не остановиться на капризах детей.

Капризные дети... Как отягощают они жизнь окружающих. Сколько слез от своего бессилия бороться с ними проливает мать, бабушка; сколько недоразумений и разлада они вносят в семью.

Чрезмерно ласковые отношения ухаживающих за ребенком лиц, отсутствие твердости, воздержанности в обращении с ребенком, эмоциональная возбудимость выливаются в немотивированные требования - капризы. Капризные дети чаще всего в тех семьях, где к ним предъявляются разные требования. Ребенок тонко улавливает, у кого он может найти защиту, если он не хочет выполнить требования. Поэтому рекомендуется, чтобы в семье воспитанием ребенка руководил тот, кто более тверд в своих решениях и более авторитетен.

Исследования ученых и наблюдения педагогов убеждают, что капризны слабые, беспомощные дети. И родители, потакая капризам, усугубляют это состояние. В результате растет беспомощный, бездеятельный и ленивый человек. А когда рядом не будет мамы (бабушки), кто будет удовлетворять капризы?

Позже, когда ваш ребенок, капризы которого вы сегодня выполняете (уверовав, что тем самым вы делаете своему ребенку добро), вырастет,- это станет его бедой. Он будет нежелателен в коллективе, у него не будет друзей. Такое ли будущее вы мыслите ребенку?

Как же бороться с капризами?

Удовлетворять их невозможно. Борьба путем уговоров или наказаний - тоже не дает результатов. Рекомендуют: следить за установленным в семье правилом - чтобы ребенок не извлекал пользы из своих капризов - никакой выгоды для него. В противном случае капризы станут привычкой. Для осуществления этого правила от взрослых требуется спокойное, благожелательное, выдержанное единство в поведении.

Не следует противопоставлять упрямству капризного ребенка даже внешне равнодушное упорство своей воли. Важно, чтоб ребенок понял, что ваше требование - это проявление заботы о нем, а не: «Я сказала - выполняй».

Чрезмерная заласканность также не дает положительных результатов, как и уступки, уговоры, всеобщее внимание. Важно не поддерживать возбужденного состояния ребенка. Не видя для себя пользы от каприза, ребенок сам по себе успокаивается.

Известно, что есть семьи, где, если ребенок не ест, его забавляют, напевают песенки, в пляс пускаются и бабушки и дедушки. А ведь дело не в отсутствии аппетита, а в капризе: «Я хочу!». Ребенок становится повышенно эмоциональным, когда чувствует себя в центре внимания. Это доставляет ему удовольствие и входит в привычку. Попробуйте оставить ребенка голодным. Будет есть!

Ребенок часто плачет «для других». К. И. Чуковский приводит пример: малыш ушибся и говорит, что он не плакал, так как никого не было рядом.

Исследования подтверждают, что кормление должно проводиться по принципу: «по потребности». Известный итальянский профессор Р. Паолетти считает, что главное - не стремиться закармливать детей. Пусть они не будут такими цветущими и упитанными, зато у них будет меньше жировых клеток, которые на протяжении жизни требуют все больше и больше пищи. Кроме того, если кормить ребенка насильно, у него вырабатывается отрицательное отношение к пище.

Чтобы избавиться от капризов, надо направлять усилия ребенка к посильным ему достижениям. С этой целью хорошо приучить малыша самостоятельно есть, раздеваться, одеваться, выполнять доступные и интересные для него поручения.

Капризными, как и нервными, дети не рождаются. Они становятся ими. И причина детских капризов - часто в поведении взрослых. Если в семье здоровая атмосфера, если по отношению к ребенку требования едины и посильны, если соблюдается мера в ласке и нежности, никто никогда не увидит капризов вашего ребенка.

И еще. Если вы будете чувствовать своего ребенка, знать его интересы и в соответствии с ними организовывать его активность, он будет занят, у него не будет времени капризничать, мешать. У него будет своя жизнь, наполненная детскими заботами, увлечениями.

Следует отметить еще одну важную особенность ребенка (особенно трех-четырех лет) - он внушаем. Внушаемость и отмеченная склонность к подражанию создают благоприятные условия для воспитательных воздействий. Нет творчества без подражания и невозможно воспитание без внушения.

Отсюда вывод о том огромном значении личности родителей, характера их руководства того, какие примеры они подают для подражания и что внушают.

Развитие внимания у ребёнка