Учимся передавать окраску предметов

Упражняйте ребенка в возрасте четырех-пяти лет в умении передавать окраску (мяч, яблоко, лист, цветок) предметов; применять сочетания цветов для создания выразительного образа; изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их в ряд на одной горизонтальной линии или на всем листе.

Ребенок должен научиться:

  • передавать простейшее строение предметов - их форму и расположение частей - вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны
  • передавать окраску предметов (елка, лиственное дерево, дом, куколка, снеговик)
  • закрашивать кистью, карандашом небольшие части рисунка

Учите его:

  • составлять узоры из ритмично повторяющихся цветных точек на бумаге разной формы (полоска, квадрат)
  • располагать изображения предметов на одной линии
  • связывать их единым содержанием (1. Дом, около него дерево, под деревом скамейка. 2. Девочка вышла гулять, светит солнышко. 3. В домах зажигаются огни. 4. Рыбки плавают в аквариуме. 5. Цыплята гуляют по траве).

В возрасте четырех-пяти лет ребенок должен научиться рисовать элементы узора:

  • мазки
  • точки
  • прямые полоски
  • кольца
  • круги
  • располагать узоры на квадрате, круге
  • размещать их в ритмической последовательности: в середине, по сторонам, по углам, соблюдая симметрию

Научите его передавать разный характер движения фигур, придавать образу выразительность, отображать в рисунке несложные картины весенней природы: цветущее дерево, кусты, деревья с распустившимися листьями, покрытый цветами луг, лодку на реке, цветущую ветку, первые цветы - с натуры, рисовать на сюжет сказки, песни, стихов (сказки «Лиса, заяц и петух», «Красная Шапочка», стихи о весне).

Учите передавать пространственные отношения предметов, располагая на одной полосе внизу листа те предметы, которые находятся на земле, а вверху - те, которые находятся в воздухе, в небе, а иногда располагать предметы на всем листе.

В рисовании надо более точно регулировать движения, производимые кистью и карандашом, чтоб правильнее изобразить пропорции.

Шести-семилетнего ребенка побуждайте отражать в рисунках впечатления от восприятия природы в разное время года: передавать колорит осени, зимний день; купание в жаркий день. Учите его свободно владеть кистью: использовать наклонное положение для получения широких полос и мазков и вертикальное - для рисования концом кисти.

Вырабатывайте умение ровно закрашивать краской все части рисунка; рисовать контур карандашом легкой линией, закрашивать рисунок карандашами или красками легкими движениями, менять направление штрихов или мазков согласно форме изображения.

Развивайте способности рисовать с натуры и по сюжетам литературных произведений.

Мой любимый сказочный герой

(Шесть-семь лет)

Рисованию на эту тему предшествует чтение книг, экскурсия в зоопарк, просмотр телепередач, диафильмов о животных, рассматривание иллюстраций, постановка небольших спектаклей.

Ребенок должен проявить самостоятельность в выборе любимого сказочного персонажа и воплощении в рисунке его образа и характерных черт. Если ему трудно, напомните о том, что контур изображаемого сначала можно нарисовать простым карандашом, а для раскрашивания использовать краски - акварель.

Постарайтесь заинтересовать его в изображении небольшого сюжета к выбранному сказочному персонажу. Похвалите за сообразительность, умелое сочетание и подбор красок, за переданное в рисунке сходство, пусть малыш вспомнит слова из сказки, по которой рисует, или стихотворение, близкое по теме.

Декоративное рисование

(К пяти годам)

Рассматривая с ребенком предметы народного творчества, обратите его внимание на орнаменты, покажите ему ритмику чередования элементов в узоре через один, по углам. Бумагу для декоративного рисования давайте в виде квадратов, полос, кругов - это помогает создавать орнамент - заполнять узором разные формы. В круге узор строится от центра и по краю, а затем можно заполнить и середину. Рассмотрим такое рисование по темам.

Украшение одежды

(Четыре-пять лет)

Декоративное рисование на эту тему потребует предварительного рассматривания и анализа изделий (юбки, передники, сарафаны), украшенных вышивкой, иллюстраций из журналов и книг по декоративно-прикладному искусству. Выделите с ребенком на этих украшениях отдельные элементы: полоски, крестики, точки, лепестки, отметьте их цвета. Затем заинтересуйте его украшением какой-либо вещи (фартука, свитера). Контур этой вещи заготовьте и вырежьте сами из бумаги желаемого цвета (можно затонировать белую бумагу).

Если малыш затрудняется или имеет неустойчивые навыки рисования, покажите ему отдельные приемы рисования узора (лепестки - примакивание всей кистью в разных направлениях, мазочки, точки) на своем отдельном образце. Посоветуйте, где лучше расположить узор, какие цвета красок использовать, чтобы они сочетались между собой и с цветом контура раскрашиваемого предмета.

Шестилетние дети любят составлять орнамент, красиво подбирать цвета, симметрично располагать формы в узоре; рисовать с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки. После наблюдений во время прогулки предложите нарисовать деревья с осенними листьями, улицу с домами, трамваем, автобусом, то есть передать в рисунке впечатления, полученные во время прогулки или праздника Октября, 1 Мая, Новогодней елки.

Учите передавать различия в величине и пропорциях предметов: высокий - низкий, узкий - широкий (елка высокая и низкая, высокий дом и низенькая избушка); изменения положения рук, ног при движении (ребенок занимается физкультурой, Петрушка пляшет).

Составляйте декоративные узоры из линий разной ширины на широкой полосе, квадрате (шторы, скатерти с каймой по мотивам льняных тканей), на круге (снежинки); сочетайте мягкие, спокойные тона на цветном фоне (оранжевый с желтым).

Аппликация для ребёнка