Ребёнок-почемучка

Ребенок пытлив. Неисчерпаемы возможности его познания. Развивающийся человеческий мозг жаждет пищи. Ему так много надо узнать! Если обратиться к художественной литературе, психологическим и педагогическим исследованиям, то можно проследить, что и писатели, и педагоги, и психологи в разной форме, но с одинаковым пониманием души ребенка видят его путешественником в незнакомой стране.

Писатель С. В. Михалков сравнивает ребенка с человеком, который попал на Марс. «Ему нужно приспособиться к жизни на нем, узнать, что и как называется, нужно понять их язык, нужно научиться правилам поведения, существующим там, и это «нужно» никогда, кажется, не кончается».

Какими же способностями должен обладать ребенок, чтобы все постичь, узнать, да еще нередко преодолевая при этом сопротивление взрослого! Вот почему он задает нам свои «сто тысяч» вопросов, заглядывает нам в глаза, ожидая ответа! А папа, к сожалению, иногда отмахивается: сын мешает разговору с другом, не дает дочитать статью и вообще - пусть идет играть со своими машинками!

Какая чуткость, какое внимание и уважение должны быть проявлены к «почемучкам». И как окупится это позже, когда вы увидите, что рядом с вами шагает умница, ваш друг, благодарный вам за руку помощи в этой непонятной взрослой жизни! Вспомните себя в раннем детстве: разве запоминаются обильная пища или нарядные платья? В памяти остаются прочитанные вам в тихий вечер сказки, первое посещение зоопарка, яркого детского спектакля, ласковые руки матери, когда вас обидели, или твердое плечо отца, когда вы вместе были на демонстрации или в парке на детском празднике...

Детский поэт К. И. Чуковский пишет: «Ребенок от двух до пяти лет - самое пытливое существо на земле, и насущная потребность его неутомимого мозга - возможно скорее познать окружающее. Отсюда его бесконечные вопросы. И те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов, совершают непоправимо жестокое дело: они задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие. Родители, которые отмахиваются от ребяческих «почему» и «зачем», убивают в самом зародыше драгоценнейшее качество детской души - ненасытную пытливость, любознательность».

Тонкий знаток детской души С.Я. Маршак опоэтизировал эту особенность ребенка:

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,-

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их «как?» и «почему?»,

«Кто?», «что?», «когда?» и «где?»

Эмоции ребенка