Поручение

Одной из форм организации трудовой деятельности ребенка является поручение. Со второго года жизни привлекайте малыша к выполнению различных поручений, упражняя его повседневно в трудолюбии.

Вы уже знаете, что интерес к труду взрослых возникает у детей на втором году жизни. Больше и чаще всего ребенок наблюдает за действиями мамы. Он охотно выполняет ее поручения, конечно несложные. Наблюдая, как вы моете посуду, стираете, гладите, поливаете цветы, у него появляется желание участвовать в вашем труде, участвовать совместно с вами и подражать вам.

После выполнения отдельных поручений: «Принеси ложечки - они лежат на маленьком столике», «Принеси хлеб» - вы хвалите его, благодарите: «Молодец ты у меня - помогаешь, спасибо». В этом возрасте малыша можно уже приучать к самообслуживанию: учить снимать и надевать одежду в определенном порядке, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, расшнуровывать ботинки, складывать одежду.

Обучение отдельным приемам самообслуживания носит конкретный характер - показ в сочетании со словесным пояснением. Вы предлагаете малышу повторить действие, упражняете его не только в процессе самообслуживания, но и закрепляете в обучающих играх: «Оденем, разденем куклу Олю». Хорошо использовать художественное слово. Например, показывая и обозначая правую ножку, левую ножку, вы сопровождаете это строчками стихотворения Е. Благининой:

Вот они сапожки.

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

А. С. Макаренко составил список работ, рассчитывая, что каждая «семья в зависимости от условий ее жизни и возраста детей сможет исправить и дополнить» его. Конечно, поручения должны быть посильными для ребенка и интересными. Вот некоторые из них, рассчитанные на дошкольников:

  • поливать цветы в комнате или во всей квартире
  • вытирать пыль на подоконниках
  • накрывать на стол перед обедом
  • свою книжную полку держать в порядке
  • кормить котенка, щенка
  • пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, иметь всегда в полном порядке приспособления для этого
  • если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенный его участок, как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов
  • если в квартире есть телефон, первому подходить на звонок
  • помогать матери или сестре в определенных хозяйственных функциях

Давайте малышу несложные поручения и адресуйте ему лично, в дальнейшем усложняйте их. Ребенку пяти-семи лет уже нужно давать такие поручения, которые не всегда бывают ему интересны: в этом возрасте ребенок должен понимать слово «надо». Это постепенно воспитывает в нем одно из важнейших человеческих качеств - чувство долга. Однако следует при этом соблюдать важнейшее условие: ребенок только тогда охотно и хорошо выполнит поручение, когда он осмыслит его значение.

Хозяйственно-бытовой труд ребенка