Труд взрослых - живой пример для ребенка

Надо систематически вести малыша к осмысливанию жизненной необходимости трудовой деятельности, настойчиво воспитывать у него трудолюбие. От воспитания интереса к труду взрослых через посильное в нем участие вы формируете у него стремление «... браться за работу по собственному почину... трудиться на общую пользу». Для положительного отношения к труду важен пример взрослого.

Воспитание интереса и уважения к труду взрослых начинайте со знакомства детей с вашим домашним трудом. Формируйте у них потребность охотно и тщательно, как взрослые, выполнять трудовые обязанности по дому.

Используйте для ознакомления с трудом взрослых прогулки, наблюдения в повседневной жизни, художественную литературу, беседы (на них уточняется, закрепляется, систематизируется наглядно воспринятое). Знания и чувства, углубленные чтением художественной литературы, беседой, рассматриванием картин, находят отражение во всех видах деятельности малыша (в играх, в рисунках, в рассказах ребенка) и содействуют формированию трудовой направленности. Л. Н. Толстой писал, что важно донести до сознания ребенка то, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть произведение труда людей.

Интерес к труду взрослых возникает у детей рано, на втором году жизни. Он находит отражение в играх (лечит - врач, крутит колесо - шофер). Стремясь принять участие в труде взрослых, в своих играх малыш репетирует свою будущую жизнь. Задача воспитания в том, чтобы сделать пример труда взрослых активно воздействующим.

Для ознакомления с трудом взрослых используют множество возможностей в повседневной жизни. Действенные приемы - наблюдения и целевые прогулки. А сопровождающие и поясняющие разговоры и беседы об увиденном содействуют возникновению первоначальных представлений о значении труда взрослых.

Но знания без практической деятельности самих детей мало воздействуют на них. Чтобы у ребенка формировалось трудолюбие, чтобы он осознавал общественный мотив труда, он должен трудиться сам, выполнять поручения взрослых, помогать им. Вы обеспечиваете при этом не только формирование представлений о труде взрослых, любовь и уважение к людям труда, но способствуете накоплению трудовых умений, навыков. Ибо удовлетворение от своих стараний дети получат лишь тогда, когда добьются каких-то результатов. При этом оценка вами трудовых усилий ребенка имеет первостепенное значение. Для более эмоционального и осознанного восприятия детьми труда взрослых, для поддержания интереса к труду большое значение имеет образное слово.

Например:

Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно...

Эти строчки создают трудовое настроение, и ребенок сразу откликается, принимается за уборку.

Круг сведений об окружающем, в том числе о труде, расширяется и уточняется с возрастом.

Самообслуживание - начало трудового воспитания дошкольника