Ничто не отражается так плохо на общем развитии ребенка, как отсталость в речи, причина которой часто кроется в недопонимании ее значения или в незнании того, что нужно делать. Надо помнить, что речь ребенок перенимает от взрослого. Чем меньше он, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.
Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Значит, задача родителей - работать над развитием и совершенствованием речевого аппарата новорожденного, причем обращая одновременно внимание на развитие органов слуха. Именно поэтому рекомендуется, привлекая внимание малыша к предмету, называть его, разговаривать с младенцем, вместе с ним произносить звуки, звукосочетания, поощрять его к такому «разговору».
Запомните: если ребенок не слышит вашу речь, он не заговорит. И чем чаще он будет слышать, тем скорее начнет подражать вам в разговоре и тем скорее заговорит.
Учите своего ребенка не только произносить звуки, слова, но и слушать. Это развивает слуховое сосредоточение внимания на окружающих звуках.
В статье «Здоровье и счастье ребенка» выдающийся советский ученый и врач Н.М. Амосов писал: «Научите ребенка понимать слова и фразы, а потом говорить самого - на это не следует жалеть времени и сил».
Уже в первые недели своей жизни младенец ловит звуки, раздающиеся вокруг него, в том числе человеческий голос. Большинство матерей чутьем улавливают потребность ребенка в общении и много разговаривают с ним, хотя он еще и не понимает речь.
Младенец радостно реагирует на обращенную к нему улыбку и ласковый разговор. Очень важно создать спокойную атмосферу, «фон тишины», чтобы ребенок мог слышать речь и самого себя, когда он произносит звуки.
Двух-трехмесячный малыш, прислушиваясь к речи, уже чувствует, когда разговор относится к нему, издает отдельные звуки, все больше «говорит» сам. С четырех месяцев звуки, которые он произносит, становятся более протяжными. Затем, если развитие идет нормально, ребенок начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, лепечет. В это время нужно прислушиваться и слушать лепет младенца. Чтобы организовать звуковую перекличку, предлагайте ему повторять за вами а-а-а, чередуя с у-у-у.
Пятимесячный ребенок начинает овладевать слогами. В этот период важно многократно повторять слова, составленные из лепета: бба-бба-бба, ппа-ппа-ппа - они должны обозначать близкие ребенку понятия (баба, папа).
Младенец следит за движением губ взрослого, воспринимает речь, обращенную к нему не только слухом, но и зрением и оживленно реагирует улыбкой. При таком общении процесс понимания слова ребенком активизирует его речевое развитие.
С пяти-шести месяцев понимание речи развивается на основе слов, обозначающих действия и название предметов. С этого возраста ребенок легко обучается выполнять движения («дай ручку», «сделай до свидания - помаши ручкой»). Вначале взрослый берет руку малыша и вместе с ним играет, например, в «ладушки», «гули-гули сели, шу - полетели». Здесь важна одновременность слова и показа. А затем уже ребенок сам воспроизводит действие без показа.
Понимание речи очень важно развивать и для формирования поведения малыша. Поощряя ребенка за что-либо словами («умница», «молодец»), сопровождая их улыбкой, ласковым тоном, мимикой, вы улучшаете восприятие значения этих слов.
Шести-семимесячный ребенок уже понимает часто произносимые взрослыми слова. Показывая предмет, ласково несколько раз называете его. Малыш быстро усваивает и на вопрос, где тот или иной предмет, отыскивает его глазами. Вслушиваясь в проговаривание матери, ребенок учится воспринимать слова. Так постепенно накапливается запас слов.
Если в восемь месяцев ребенок повторяет за взрослым те звуки, которые взяты из его же лепета, то к девяти-десяти он может произнести многократно слышанную им потешку. Например: «Гуси-гуси, га-га-га». И ребенок подхватывает: «Га-га-га». Или «Люли-люли-люли, прилетели гули». Ребенок подхватывает: «Гули».
Ребенок пытается произносить упрощенные слова, обозначающие определенные предметы. Например: «би-би» - машина, «кис-кис» - кошка. Но обучая малыша, надо одновременно произносить и полное слово. Кис-кис - кошка.
Когда малыш научится произносить упрощенные обозначения, можно подводить его к произнесению правильных слов. При этом нужна тишина, чтобы ребенок слышал себя. Вы, очевидно, заметили, что, засыпая, он часто убаюкивает себя, лепечет - это он тренируется. Без тренировки ребенок долго не может заговорить.
Итак, ваша задача:
создавать условия для эмоционального состояния младенца, для охраны и укрепления его здоровья, формирования общих движений;
устранять шум, создавать спокойную обстановку;
организовать систематическое, содержательное общение с ребенком: развивать восприятие, обучать действиям с предметами, подготовить к овладению речью - поддерживать гуление и лепет, способствующие развитию речевого аппарата и слухового сосредоточения, обогащать пассивный словарь (понимание речи) и развивать подражание взрослым.
И один в поле воин, если он по-русски скроен