Значение обучающих игр

Итак, большое воспитательно-образовательное значение обучающих игр заключается в том, что они способствуют:

  • уточнению и осмысливанию представлений об окружающем;
  • формированию умения соблюдать и выполнять правила игры;

накоплению некоторой части новых знаний (элементы геометрических форм, их название и соотнесение с формами знакомых предметов; название цвета, который ребенок различает, но не может еще правильно обозначить; величины и пространственные отношения).

Обучающие игры будят живую мысль, доставляют радость достижения цели, самостоятельного умственного усилия, сознания преодоления трудностей. В них закрепляются и уточняются представления о труде взрослых и его общественном значении, формируются уважение к трудящемуся человеку, интерес и любовь к природе, совершенствуются осязание, зрительное и слуховое восприятие, воспитывается внимание, активизируются мышление и речь детей, то есть развиваются все стороны детской личности.

Обучающие игры приучают детей не только слушать, но и слышать, вслушиваться в ваше объяснение, выполнять ваши требования и указания, содействуют формированию общих умственных способностей малышей, воспитывают умение сосредоточить свое внимание, целеустремленно действовать.

Интерес к получению результата, реального или игрового, обеспечивает активность познания. У ребенка появляется любознательность, он хочет научиться тому, чего не умеет, но что нужно для осуществления его замыслов или поставленной цели. Заинтересованный ребенок может прилагать большие умственные усилия для овладения новыми знаниями и умениями. Так, например, на занятии по аппликации «Покажем куклам, как делать снежную бабу» ребенку была предложена такая игровая цель: «Не все куклы выходят на прогулку: у них нет шубок, и они не видели снежных баб, не знают, как их делают. Давай наклеим на листке такую снежную бабу, как во дворе, и куклы скажут тебе спасибо. Ребенку очень интересно показать куклам снежную бабу. Он стремится получить одобрение взрослого, положительную оценку своей работы: он будет работать с увлечением и сосредоточенно.

Устойчиво удерживаются в сознании ребенка обучающие указания взрослого не только тогда, когда результат связан с последующей игрой, но когда сам процесс усвоения новых знаний проходит в игровой форме. Так, например, дети в роли рабочих охотно, быстро и безошибочно убирают в ящики «строительный материал», производя сортировку по форме (кубики большие и маленькие).

Взяв на себя роль, ребенок стремится правильно выполнить все действия, связанные с ней. Игровая цель поможет взрослому побуждать ребенка к целенаправленным познавательным действиям с предметами.

Наблюдения показали, что одним из первых целенаправленных действий у младших дошкольников является получение игрового материала для последующей игры с ним.

Известный советский психолог А. С. Выгодский писал, что процесс обучения надо строить так, чтобы требования взрослого стали собственным требованием ребенка, то есть они должны отвечать его интересам и потребностям. В этом возрасте ребенок не принимает учебных задач. Они его просто не привлекают.

Цель обучающей игры должна сразу вызвать яркие представления ожидаемых результатов, активизировать умственную активность детей. Огромную роль играет начало игры, ее эмоциональная настроенность. Именно это определяет заинтересованность ребенка на протяжении всей игры, помогает ему принять задание взрослого и понять цель его.

Обучающую цель надо преподнести ребенку в виде игры (игровая цель): «Сделаем красивое и вкусное печенье и угостим кукол».

Здесь следует оговориться еще об одном важном моменте проведения обучающих игр: старшие дети всегда заинтересованы результатом своей деятельности. Они любят поделиться радостью, показать кому-то сделанное своими руками. Но в практике, к сожалению, встречаются такие совершенно недопустимые антипедагогические моменты, когда результат детского труда (вылепленное «печенье») взрослый превращает через день-два в бесформенную массу на глазах у ребенка: нужен пластилин. Малыша это обижает. А ведь можно объяснить исчезновение этого «печенья» тем, что его отвезли другим куклам. Важно, чтобы дети не видели бездушного отношения к тому, что они сами создают. Такое запоминается и может плохо отразиться на последующих обучающих играх.

В играх дети стремятся воспроизвести свои наблюдения, в них же проявляется отношение к воспринятому.

Обучающие игры могут проводиться с целью обогащения детей новым опытом (наблюдения на прогулках, рассматривание предметов) или для закрепления воспринятого в беседах, рассказах по картинкам, чтении художественной литературы. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждой обучающей игре ставились перед ребенком задачи, требующие усилия мысли.

Важнейшими условиями развития детей в обучающих играх по ознакомлению с окружающим являются:

  • ведущая роль взрослого, его руководство всей познавательной деятельностью детей, тесное общение с ними и знание их индивидуальных особенностей;
  • организация познания окружающего, обеспечивающая разнообразную деятельность (однообразие притупляет внимание и интерес), наглядно-действенную связь с познаваемым и правильное соотношение между воспринятым, вашим поясняющим словом и речью самих детей;
  • связь восприятия и воспроизведения.

Развитие в обучающих играх по ознакомлению с окружающим обогащает детей способами познания окружающего мира, содействует развитию всех их способностей.

Мир ребенка расширяется