Научиться всплывать и лежать на поверхности воды

Третье задание при обучении плаванию

Начните с повторения упражнений на погружение, а затем перейдите к изучению новых упражнений. Поскольку ребенок уже отлично погружается в воду, ему теперь необходимо научиться всплывать и лежать на поверхности воды.

Эта группа упражнений позволяет обучаемым убедиться в том, что при глубоком вдохе тело приобретает плавучесть, формирует у занимающихся навык горизонтального положения в воде.

Всем известно, что любой предмет, удельный вес которого меньше удельного веса воды, не тонет. Он плавает на поверхности. То же произойдет и с нашим телом, если мы, сделав глубокий вдох, ляжем на воду.

Предложите ребенку сделать глубокий вдох и лечь на дно (упражнение лучше выполнять на глубине чуть ниже пояса). Выполнить это упражнение он не сможет, поскольку удельный вес тела при глубоком вдохе меньше удельного веса воды, и он неизбежно будет всплывать.

Это упражнение и ваши объяснения убедят ребенка, что он легко может плавать на поверхности воды. Теперь пусть ваш ребенок сделает глубокий вдох, наклонится вперед-вниз, опустит голову в воду и руками попытается достать дно. В таком положении необходимо всплыть, оставляя расслабленными руки и ноги. Поясница должна первой появляться на поверхности воды. Упражнение называется «медуза».

Повторите это упражнение, но как только поясница появится на поверхности воды, разведите в стороны прямые руки и ноги так, как показано на рисунке. Упражнение называется «звездочка».

Упражнение «звездочка» можно выполнять из положения стоя на дне. В этом случае надо поставить ноги шире плеч, сделать глубокий вдох, подбородок прижать к груди и наклоняясь вперед, лечь грудью на воду. Или, наклоняясь назад, прогнуться и спиной лечь на воду. Лежа на груди или на спине, можно выполнять движения руками и ногами, разводя их в стороны или сводя вместе.

Эта группа упражнений позволяет убедиться в том, что при глубоком вдохе тело приобретает плавучесть и формирует у занимающихся навык горизонтального положения тела на воде. Но не каждый ребенок сумеет сам выполнить упражнения в лежании. В этом случае окажите ему помощь.

При выполнении упражнений в лежании на груди действуйте так:

1. Поддерживайте ребёнка одной рукой под грудью, а другой на уровне таза.

2. Уберите из-под груди ребенка руку.

3. Теперь уберите обе руки.

4. Не поддерживайте ребенка. Пусть он полежит на воде без вашей помощи 3—4 секунды.

Навык лежания на груди большинством детей усваивается легче, чем на спине. В таком положении они уверенней чувствуют себя в воде. Это связано с тем, что падая назад, ребенок теряет зрительную ориентацию.

Попытка поднять голову вызывает тонический шейный рефлекс, который приводит к сгибанию тазобедренных суставов, и ребенок садится на воду. Поэтому все упражнения строятся с учетом постепенного подавления тонических рефлексов.

Изучая упражнения в лежании на спине, надо предварительно доступно объяснить ребенку правила выполнения упражнений. При выполнении лежания на спине (и в дальнейшем при скольжении) напомните ребенку о том, что живот не должен покрываться водой.

Плавки или купальник должны находиться на поверхности воды. Не меньшее значение имеет и положение головы. Голова должна лежать на воде так, чтобы уши наполовину погрузились в воду, на поверхности воды остается лицо, живот и кончики пальцев ног. Принять правильное положение на спине ребенку поможете вы, поддерживая одной рукой его спину, другой — таз. В дальнейшем действуйте так, как при изучении лежания на груди.

Предложите самостоятельно выполнить следующие упражнения:

1. Сделав глубокий вдох и прогнувшись, лечь на воду спиной, руки прижать вдоль туловища. Вы помогаете ребенку одной рукой, слегка подталкивая его таз вверх.

2. То же, но без вашей помощи.

Теперь настало время объяснить ребенку правильное обтекаемое положение тела на воде.

В положении на груди оно характеризуется прямым, без прогибов, положением туловища у поверхности воды. Лицо опущено в воду между руками вперед-вниз, уровень воды проходит по линии волос или бровей. Ноги выпрямлены во всех суставах и соединены (пятки у поверхности воды). Руки прямые, вытянутые вверх и соединены в положении: правая (левая) ладонь лежит на тыльной стороне левой (правой) кисти.

В положении на спине лицо находится над водой, подбородок слегка прижат к груди, голова до половины ушей погружена в воду, прямое без прогибов туловище находится у поверхности воды, ноги выпрямлены во всех суставах и соединены (носки у поверхности воды). Руки прямые, вытянуты вверх и соединены — ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки. Обтекаемое положение тела соблюдается не только при выполнении упражнений в лежании, но и при выполнении упражнений в скольжении и плавании спортивными способами.

Обтекаемое положение тела может быть усвоено с помощью упражнений на суше. Покажите ребенку, как правильно его выполнить. Для этого станьте прямо, соедините ноги вместе, руки поднимите вверх так, чтобы уши были прикрыты плечами, суставы рук и ног выпрямлены. Поднимаясь на носки, вытянитесь вверх. Теперь пусть повторит это упражнение ребенок. Чтобы помочь ему, возьмите его за кончики пальцев рук и потяните вверх. Назовите это упражнение «стрела».

Изучив на суше обтекаемое положение, ребенок должен попробовать выполнить его на воде. Для этого на глубине до пояса положите ребенка на воду грудью, одной рукой поддерживайте его, а другой поправьте положение головы и рук. Предложите ему вытянуть вверх руки и, соединив ноги, оттянуть носки — лечь «стрелой». При правильном положении уберите руку. То же предложите ему выполнить и на спине.

Долго лежать без движений в горизонтальном положении ребенок не сможет в силу того, что конечности человека, состоящие преимущественно из костей, мышц, связок и жира, имеют больший удельный вес, чем верхняя часть туловища, где находятся легкие. Поэтому ноги по сравнению с верхней частью туловище обладают меньшей плавучестью и при выполнении упражнений в лежании постепенно начинают опускаться вниз. Равновесие и горизонтальное положение тела нарушается. Сохранить горизонтальное положение легче во время скольжения, но скольжение мы будем изучать на следующем уроке, а сейчас закрепим упражнение в лежании.

1. Из положения, лежа на груди «стрелой» перевести руки через стороны к бедрам и сделать выдох. При этом ноги постепенно опускаются на дно, и тело принимает вертикальное положение. Нужно помочь ребенку встать на дно. Затем, сделав вдох, он опять выпрямляет руки вверх и принимает горизонтальное положение.

2. То же, но в положении на спине.

3. То же, но из положения, лежа на спине перевернуться в положение на грудь и обратно.

Научиться самостоятельно вставать на дно из положения лежа на груди