Совершенствование скольжения по воде

Выполнив четвертое задание, ребенок преодолел серьезный психологический барьер — он сумел оторваться от дна и проплыть в скольжении некоторое расстояние. Закрепите этот, пока еще не совсем сформировавшийся навык. Помогите пересилить чувство неуверенности или страха. Помогите ребенку при выполнении первых упражнений в скольжении на сегодняшнем занятии. Одобряйте, оказывайте небольшую поддержку руками. После этого предоставьте ребенку возможность выполнять скольжение самостоятельно.

Обратите особое внимание на окончание упражнения — самостоятельное вставание на дно. Проследите за тем, чтобы скольжение было ровным и продолжительным. Если ребенка при скольжении сильно «заваливает» на бок или переворачивает, разрешите ему держать руки вытянутыми вверх на ширине плеч или чуть шире. Постепенно добивайтесь выполнения скольжения в положении «стрела», стремясь тянуться руками как можно дальше вверх, то есть вперед.

Поставьте перед ребенком цель: проскользить на воде, не сделав ни одного шага по дну, на расстоянии 10 — 15 м. Для этого отойдите от ребенка (упражнение выполняется вдоль берега) на расстояние 4 — 5 м. Пусть он выполнит подряд 2 — 3 скольжения на груди. После первого скольжения он встает на дно, делает выдох, затем вдох, задерживает дыхание и, сильно отталкиваясь ногами от дна, повторяет скольжение в положении «стрела», не делая ни одного шага по дну.

Вначале обучаемый преодолевает это расстояние за три скольжения, затем за два. В следующем упражнении дистанция между вами и ребенком увеличивается, и упражнения повторяются.

Хорошо освоившись с упражнениями в скольжении на груди, переходите к совершенствованию скольжений на спине. Повторите всё сначала, но только на спине.

С интересом выполняют дети упражнение в скольжении под водой. Для этого отойдите на 2 м от ребенка. Возьмите в руку гимнастический обруч и наполовину погрузите его в воду. Ребенок должен выполнить скольжение на груди (спине), стараясь проскользнуть внутри обруча.

Выполняйте другие варианты скольжения.

Умение скользить является основой навыка плавания и его надо совершенствовать на каждом следующем занятии.

При выполнении скольжения у ребенка могут возникать такие ошибки:

а) чрезмерное поднимание головы;

б) чрезмерное опускание головы.

Для исправления ошибок вернитесь на берег и еще раз повторите положение «стрела» а затем добивайтесь правильного выполнения скольжения на воде. Повторное невыполнение упражнения говорит о том, что ребенок еще боится опускать лицо в воду. Ошибка исчезнет вместе с исчезновением страха перед водой.

Перейдем к изучению нового, достаточно трудного для ребенка упражнения — выдоха в воду. Лучше всего начать изучение выдоха с игры. Опустите на воду пластмассовую игрушку и дуйте на нее так, чтобы она двигалась к берегу. Упражнение повторяет ребенок.

Игра

«Плавающая мина». Положите на воду гимнастический обруч. На середину обруча опустите плавающую игрушку («мина»). Встаньте с обеих сторон круга и сильно дуйте на игрушку, стремясь отогнать ее от себя как можно дальше. Если игрушка коснулась обруча — «мина взорвалась». Проигрывает тот, с чьей стороны было касание.

В последующих упражнениях в воду погружается рот, и на выдохе громко и протяжно произносятся слоги и звуки: жи, ши, су, ф, з, ж. Затем упражнения усложняются — выдохи в воду через рот выполняются при погружении до уровня глаз и при полном погружении в воду.

Выдох в воду начинается сразу же после погружения, выполняется равномерно и энергично до того момента, пока рот не покажется над водой. Для того чтобы появилась потребность в очередном вдохе, надо выполнить полный выдох в воду.

Эти упражнения способствуют формированию навыка, сложность освоения которого заключается в наличии у человека защитной дыхательной реакции, которая проявляется в непроизвольном судорожном вдохе с последующей остановкой дыхания на некоторое время.

Вначале продемонстрируйте выдох. Затем пусть ребенок погрузится в воду до уровня глаз и сильно выдохнет воздух, образуя пузыри. Следующий выдох выполняется при полном погружении головы под воду. Это же упражнение ребенок может выполнить в соревновании с вами — кто дольше пускает пузыри.

Ведите игру с переменным успехом: один раз выигрываете вы, другой раз пусть выиграет ребенок. В конце игры он должен оказаться победителем. Победа окрыляет и вдохновляет детей на освоение следующих более сложных упражнений.

Выполнять выдох в воду можно в сочетании с нырянием или лежанием на воде в различных положениях. Главное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы научить ребенка выполнять полный выдох не только ртом, но и носом.

Известную трудность для новичка представляет именно выдох в воду. Он непривычен. При выполнении выдоха надо преодолеть давление воды. Запомните! Выдох выполняется через рот и нос, а вдох только через рот. Разучивая дыхание, учтите, что выдох в воду должен быть плавным, продолжительным и сильным. Вдох — быстрым и глубоким.

Первые выдохи в воду выполняются одиночными циклами (вдох и выдох, равные по времени). Затем переходим к усвоению метких интервалов времени, отводимых на вдох и выдох.

Вдох обычно в 2 — 3 раза короче выдоха. Вначале это упражнение потренируйте на суше. Усвоив ритм дыхания, войдите в воду и, присев так, чтобы подбородок касался воды, глубоко вдохните, а затем, опуская лицо в воду, выдохните. После этого один выдох в воду выполните, погружаясь в нее с головой. Возьмите ребенка за обе руки, и пусть он, приседая под воду (погружаясь до подбородка или с головой), выполнит один выдох.

После освоения одиночного цикла дыхания (вдох-выдох) циклы объединяются в серии по 2 — 3 выдоха. Постепенно количество вдохов и выдохов повышается, но главной задачей остается дыхание, а не скорость его выполнения. Для этого повторите предыдущие упражнения, но выдох выполняйте в 2 — 3 раза дольше, чем вдох. Затем перейдите к освоению ритма дыхания, характерного для плавания спортивными способами.

Возможность выполнить подряд десять ритмичных выдохов в воду говорит о том, что на данном этапе ваш ребенок освоил дыхание.

Изучением выдоха в воду заканчивается первый этап обучения плаванию. Подведем итоги обучения. За пять занятий ребенок должен:

1) свободно ходить и бегать в воде в различных положениях с помощью и без помощи рук

2) погружаться под воду с задержкой дыхания на 5 — 6 секунд

3) передвигаться под водой с открытыми глазами

4) выполнять скольжение на груди и на спине в положении «стрела» на расстоянии 3 — 5 м

5) выполнять 10 ритмичных и продолжительных выдохов в воду.

Может оказаться, что ребенок медленно осваивает учебный материал. В таком случае ему недостаточно пяти занятий для освоения заданного цикла упражнений. Не торопите его. Удлините срок обучения еще на 2 — 3 занятия. Не заставляйте ребенка выполнять непосильные упражнения. Это вызывает неприязнь к воде и может затянуть процесс обучения.

Возможен и такой вариант, когда ваш ребенок все схватывает быстро. Не тормозите его стремительного освоения упражнений.

Техника плавания кролем на спине и на груди