Яблочный спас

Второй Спас получил название Яблочного. Этот праздник отмечается 19 августа и называется Преображение Господне.

Согласно Евангелию, «однажды Иисус взошел на гору с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделалось как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, — и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца».

А потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

По случаю праздника в храмах проходят торжественные богослужения, освящаются яблоки, которые с этого дня разрешается есть. Те, кто причисляет себя к истинно верующим христианам, до Второго Спаса яблок не едят.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод — наше духовное преображение.

В день Яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес. Этот день — первая встреча осени (осенины).

Вместе с яблоками продолжают освящать мед, вишню, сливы, другие фрукты и даже овощи. С этого дня начинается заготовка яблок на зиму. При этом летние сорта сразу пускали на переработку, делая варенье, джем, сок и т.д. Для варенья, компотов выбирают сорта, которые не развариваются, хорошо пропитываются сиропом — коричное полосатое, коричное новое, осеннее полосатое, Спартак. А зимние, более лежкие, оставляют впрок.

Стоит знать, что великолепно хранится антоновка, пепин шафранный. Яблоки снимают рано утром, не вытирают от росы, чтобы сохранить естественный защитный слой. Затем складывают в коробки и ящики, подбирая при этом плоды средних размеров.

«На Второй Спас и нищий яблочко съест», — говорили в народе. И правда, в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Это было связано с существовавшим поверьем, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

Яблоко было и остается основным, самым доступным и поэтому самым ценным фруктом средней полосы. К тому же они дают все, что нужно организму. Особенно ценными сортами яблок являются антоновка и ранет Симиренко, в которых все питательные вещества сохраняются в течение нескольких месяцев после того, как их сняли с дерева. Было установлено, что сок антоновки уничтожает микробы, вызывающие дизентерию. Яблоки нормализуют количество холестерина в печени. Ученые подсчитали, что для этого достаточно съедать в день всего 2-3 яблока. Такая поистине чудодейственная сила яблок объясняется не только высоким содержанием в них пектинов (соединений, входящих в состав клеточных оболочек растений), но и тем, что в яблоках они сочетаются с другими веществами, также способными снижать уровень холестерина, — аскорбиновой кислотой, фруктозой, магнием.

Яблоки являются незаменимыми «участниками» всех салатов, летних и зимних. Пожилым людям врачи советуют съедать на завтрак слегка проваренные яблоки с разбавленным молоком. Это легкое слабительное. Старинные врачи очень уважали печеные яблоки, которые, по их мнению, хорошо лечат сухой кашель. Для тех, кто мечтает сбросить лишние килограммы, яблоки — абсолютная панацея. В них масса витаминов и питательных веществ, а калорий почти нет, в семенах содержится много йода, и, если съедать в день 5-6 яблочных косточек, суточная потребность в этом необходимом элементе будет полностью удовлетворена. Яблочная и винная кислоты, содержащиеся в яблоках, регулируют кислотность и помогают переварить белки и особенно жиры. Недаром на всех континентах дичь готовят именно с яблоками, облегчая жизнь желудку.

Вот некоторые рецепты блюд, которые готовились на этот день:

Винегрет «Покровский»

Ингредиенты: 80 г яблок, 80 г чернослива, 100 г картофеля, 100 г свеклы, 160 г квашеной капусты, чеснок, 160 г майонеза, 80 г шампиньонов или соленых грибов, 1 яйцо.

Приготовление: вымойте яблоки и очистите их от кожи, семян и сердцевины. Отварите чернослив, сварите свеклу (в кожуре) и картофель. Следите за тем, чтобы картофель не разварился. Очистите чеснок и потолките, все нарежьте мелкой соломкой и смешайте с квашеной капустой, чесноком, посолите по вкусу и заправьте майонезом. Хорошенько перемешайте. Готовый винегрет выложите в салатницу горкой и украсьте черносливом, грибами, вареным яйцом и зеленью.

Утка по-суздальски

Ингредиенты: утка, 3-4 яблока, 10-15 шт. . чернослива без косточек, майонез, соль, черный молотый перец.

Приготовление: яблоки очистить от кожуры и сердцевины, нарезать не очень тонкими дольками. Чернослив вымыть, разрезать пополам (крупные ягоды можно оставить), перемешать с дольками яблок. Утку вымыть, обсушить, натереть снаружи и внутри солью и перцем, смазать майонезом снаружи и внутри, начинить черносливом с яблоками и, зашив ниткой, уложить в утятницу. Поставить в духовку, нагретую до 200 С (можно и больше), не накрывая крышкой, и держать там до того момента, пока утка не зарумянится. Затем налить в утятницу воды так, чтобы утка спинкой касалась воды, накрыть крышкой и уменьшить огонь до 130-150 °С. Тушить 1,5—2 часа, периодически поливая образовавшимся соком.

Плов «Арарат»

Ингредиенты: 1,7 кг риса, 1 кг яблок, 1 кг айвы, 1 стакан изюма, 1 стакан топленого масла, 100 г албухары (сушеной желтой сливы), по 100 г кураги, миндаля, соль, перец, 2 яблока.

Приготовление: тщательно перебранный и промытый рис залить на 30—40 мин соленой водой. Когда он набухнет, засыпать его в подсоленную кипящую воду и варить до тех пор, пока крупинки риса снаружи не станут мягкими, а внутри будут еще упругими. Затем рис откинуть на металлическое сито, облить горячей водой и дать стечь. В глубокой кастрюле растопить масло. Положить туда часть риса, очень осторожно перемешать, засыпать оставшийся рис, снова полить растопленным маслом, накрыть крышкой и тушить на слабом огне 40-45 мин. Готовый плов выложить горкой на большое блюдо, вокруг разложить печеные яблоки и айву, а между ними на противоположных концах блюда — два свежих яблока. Напоследок плов осталось обложить обжаренными в масле изюмом, албухарой и курагой, а также очищенным и подсушенным миндалем.

Треска с яблоками

Ингредиенты: 800 г филе трески, 500 г яблок, 40 г сливочного масла, 20 г оливкового масла, 1 лимон, майоран, анис, пучок зелени петрушки или кориандра, молотый острый перец, соль.

Приготовление: филе трески нарезать на порции, сбрызнуть лимонным соком, посолить, посыпать перцем, майораном, анисом. Яблоки очистить, удалить сердцевину и нарезать тонкими ломтиками. Высокую форму для запекания хорошо смазать растительным маслом, уложить половину яблок, посыпать майораном, посолить и поперчить. На яблоки положить филе рыбы и посыпать стружками масла и зеленью петрушки или кориандра. На рыбу положить оставшиеся яблоки и поставить в нагретую духовку на 30 мин, запекать, накрыв крышкой. Подать в этой же посуде с отдельно приготовленным рассыпчатым рисом. По этому же рецепту можно приготовить филе морского окуня.

Пирог «Боярская шапка»

Ингредиенты: 2,5 стакана муки, 200 г маргарина или сливочного масла, 3 яйца, 1 стакан сахара, 4-5 кислых яблок.

Приготовление: порубить маргарин с мукой. Желтки растереть с 1/3 стакана сахара (можно взбить миксером). Тесто скатать в шар, отделить от него кусочек размером с грецкий орех и положить в холодное место (он нужен для украшения). Форму смазать маслом и посыпать сухарями. Выложить в нее тесто так, чтобы получилась «корзинка» («шапка»). Кислые яблоки очистить, удалить сердцевину и натереть на терке. Белки взбить с 2/3 стакана сахара, кусочек теста натереть на терке. Яблочную соломку выложить на дно «корзинки», залить взбитыми белками и посыпать тертым тестом. Края изделия загнуть, запечь в горячей духовке.

Вареники со свежими яблоками

Ингредиенты:

Для теста: 500 г муки, 200 мл молока, 2 яйца, 20 г сахара, 30 г сливочного масла, соль.

Для фарша: 1 кг свежих яблок, 150 г сахара, 300 г сметаны для поливки.

Приготовление: замесить тесто, как для лапши, и через 20-30 мин раскатать в длинную полосу толщиной 1-2 мм и шириной 40-50 мм. Полоску теста смазать яйцом. Во всю длину полосы, отступив на 4-5 см от края, положить кучками яблочную начинку на расстоянии 4-5 см одну кучку от другой. Начинку закрыть краем теста, верхний слой его прижать руками к нижнему вокруг каждой порции начинки и вырезать вареники зубчатой выемкой диаметром 4-5 см. Вареники опускать в подсоленную кипящую воду небольшими партиями и варить при слабом кипении в течение 6-8 мин. Всплывшие на поверхность вареники вынуть из воды шумовкой и перед подачей на стол полить сметаной. Для приготовления начинки яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать мелкими ломтиками, добавить сахар и, помешивая, варить до размягчения яблок, после чего охладить.

Пирог с яблоками

Ингредиенты: 500—600 г постного дрожжевого теста, 6-7 яблок одинакового размера, сок 1 лимона, 1/2 стакана сахара, несколько ягод брусники или клюквы.

Для смазки:

1 желток или 1-2 ст. ложки растительного масла (или сладкого крепкого чая).

Приготовление: яблоки, не очищая от кожицы, нарезать тонкими одинаковыми ломтиками, сбрызнуть соком лимона, чтобы не потемнели, пересыпать сахаром. Тесто раскатать в виде овала толщиной 1 см, наколоть вилкой поверхность. Подготовленные ломтики яблок аккуратно уложить «чешуей» по поверхности теста, между дольками яблок разместить ягоды брусники или клюквы. Края теста загнуть, смазать желтком, по краю овала приложить «веревочку», сплетенную из двух тонко раскатанных жгутиков теста, прижать ее к овалу и также смазать желтком. Выпекать пирог при температуре 180 - 200 °С до готовности.

Воздушный пирог из яблок

Ингредиенты: 6 яиц (белки), 1 стакан сахара, 300 г яблок, 2 ст. л. сахарной пудры.

Приготовление: яблоки (лучше всего антоновку) обмыть в холодной воде, разрезать на несколько частей, удалить семечки, положить на сковороду, подлить немного воды и испечь в духовом шкафу. Печеные яблоки протереть сквозь сито, в полученное пюре всыпать сахар и, помешивая, варить, пока пюре не загустеет и не перестанет стекать с ложки. Яичные белки влить в кастрюлю, хорошо охладить и взбить венчиком до образования густой пены. Во взбитые белки влить при быстром размешивании горячее молоко. Приготовленную массу выложить в виде горки на смазанную маслом сковороду, поверхность сгладить лезвием ножа. Поставить на 10-15 мин в духовой шкаф, чтобы пирог подрумянился и поднялся. Как только пирог будет готов, его надо подавать, иначе он осядет. Подают пирог в той же самой посуде, в которой он выпекался, сверху посыпают сахарной пудрой. Отдельно к пирогу можно подать холодное кипяченое или пастеризованное молоко или сливки.

Пирог песочный с яблоками

Ингредиенты:

Для теста: 2 тонких стакана пшеничной муки высшего сорта, 250 г сливочного маргарина или масла, 1 тонкий стакан сахара, 1 яйцо, соль и сода на кончике ножа, 1 ч. ложка сока лимона, цедра 1/2 небольшого лимона или 1/3 крупного.

Для начинки: 5-6 яблок, 100-150 г сахара, 1 ч. ложка корицы.

Приготовление: для теста масло или сливочный маргарин растереть добела, добавить мелкий сахар или пудру, растереть с маслом до однородности, влить яйцо. Продолжать растирать массу до полного растворения сахара. Затем добавить соль, соду, сок и натертую на мелкой терке цедру лимона, перемешать, всыпать муку и замесить мягкое пластичное тесто.

Тесто раскатать слоем толщиной 6-7 мм, навернув на скалку, перенести его на противень, расправить по размеру противня. На тесто ровным слоем положить очищенные, нарезанные тонкими дольками яблоки, посыпать их сахаром, смешанным с корицей. Поверх яблок сделать переплет из тонких полосок теста. Края теста защепить в уголках, переплеты и края пирога смазать яйцом. Пирог выпекать при температуре 200-210 °С до появления золотистого цвета и готовности начинки. Вместо яблок для начинки можно использовать ревень (600-700 г) или крыжовник.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания. Во время празднования Яблочного Спаса совершались молебны в садах, после чего в них убирали урожай. Народ спешил на ярмарки. Говорили: «Вовремя убрать — вовремя продать».

К празднику приурочивались не только ярмарки, но и гулянья. Самым популярным было «столованье», когда перед церковью ставились в ряд столы и совершалась праздничная трапеза— братчина. Такой пир заканчивался всеобщим весельем.

В некоторых местах во время Второго Спаса справляли вдобавок Горохов день. Для этого, одевшись в праздничное платье, шли на гороховое поле, урожай собирали, не различая своей полосы и чужой. В результате получался истинно народный праздник и настоящее наслаждение для детворы, которая целый день ныряла в гороховой зелени.

«Пришел Спас — всему час!» — так говорили на, Руси. Пришел час для всеобщего веселого праздника и доброго угощения.

Так, вечером на Спас-Преображенье молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом.

Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Великого Новогорода
Да на Спасов день гулять-пировать.
Вы сходитесь-ка, люди добрые,
На велик-званый пир!
Мы. тебе, крещеный мир,
бьем челом да кланяемся!
Солнышко, солнышко, подожди!
Красное, ясное, подожди!

И хотя пелось в песне о «великом пире», главным в ней было заклинание солнца, которое шло не только на закат, но и на зимний покой. Это был еще один сельскохозяйственный обряд, когда во время уборки остро начинало не хватать солнца, а потому его старались «задержать» в небе. Вот и беспокоился народ: «После Второго Спаса дождь — хлебогной!», «Со Спас-Преображенья погода преображается», «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас».


Спасы в 2014 году: медовый, яблочный, ореховый

Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

4 августа 2014 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.
В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом».

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Дело, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.


Яблочный Спас: православный праздник с языческими корнями

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии. Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника. Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод — наше духовное преображение. В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.


Зарево раннее,
День про запас.
Небо бескрайнее.
Яблочный спас.
Куполом радуга,
Птица - крестом.
Августу рады, да
Осень потом...

Глупые, бедные,
Выпросим мы
Денежки медные
Скряги-зимы:
Листья напрасные,
Всполохи глаз,
Яблочки красные,
Яблочный Спас!!!

19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Евангелие рассказывает, что незадолго до Своей смерти Иисус, призвав трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна, взошел на высокую гору. По преданию, это была гора Фавор. Долго взбирались они по крутым тропинкам и, поднявшись очень высоко, остановились на вершине. Все житейское и суетное осталось далеко позади. Над головою простиралось небо. Здесь Господь начал молиться, а апостолы, утомленные трудным восхождением, задремали. Внезапно пробудившись, они увидели ослепительный свет, исходящий от Христа - лицо Его сияло, как солнце, а одежды стали настолько белыми, что ни один белилыцик на земле не мог бы выбелить их так, и блистали подобно снегу. А рядом со Христом стояли два человека, о которых ученики догадались, что это великие древние пророки Моисей и Илия... И вдруг светлое облако окружило Иисуса с пророками, и голос раздался из облака: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте". В страхе апостолы упали ниц, а когда поднялись, Иисус уже был один. Это евангельское событие, явившее славу Господню перед Его добровольным унижением, и послужило основой для установления праздника Преображения.

Но праздник Преображения есть не только воспоминание о событии двухтысячелетней давности, он напоминает также о том, что главная цель христианина есть преображение его бытия. "Господь преобразился не без причины, - пишет Иоанн Златоуст, - но чтобы показать нам будущее преображение естества нашего". Такая цель достигается праведной жизнью, а одним из средств очищения жизни является пост.

Порой приходится слышать, что цель поста - "умерщвление плоти", причем последнее понимается в буквальном смысле как умертвление тела - "темницы души". И хотя такие воззрения подаются как истинно православные, ничего православного в них нет. Корни их уходят к древним ересям гностиков, манихеев и монофизитов. В России они бытовали у хлыстов и изуверов-старообрядцев. Эти представления зиждутся на учении о том, что Бог сотворил только духовный мир, душу человека, а тело, материя созданы дьяволом, и с ними нужно вести непрерывную борьбу. По существу, это теория замаскированного самоубийства. Православие же рассматривает тело не как темницу, а как храм души. Торжество духа над плотью состоит вовсе не в ее разрушении, а в ее одухотворении. Не телесная смерть угодна Богу, а восстановление первозданной благой природы человека, утерянной вследствие греха. Путь Православия — духовное возрождение, которое ведет к преображению души и тела. Соответственно цель поста заключается не в уничтожении плоти — пост, добровольное воздержание служит возвращению гармонии между телом и духом. Один из существенных моментов Православия — вера в грядущее воскресение не души (ибо душа бессмертна), а именно тела.

Как перед Страстями Господними свет Преображения утешал учеников Христа надеждой на Воскресение, так же в дни земных страданий он утешает христиан надеждой на грядущее торжество Царства Божия на новой преображенной земле. Ведь по учению Церкви, от человеческих грехов страдает не только сам человек, но и природа, "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Нравственное восстановление человека освободит от последствий греха - страданий, смерти, тления - окружающий мир.

Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья - те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название "Яблочный Спас".

"Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе - доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки - зелено-золотистый, мягкий... Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви - не протолкаться. Проплывают над головами узелочки - все яблочки, просвирки, яблоки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело - будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!" И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение". (И. С. Шмелев. "Лето Господне".)

В праздник Преображения разрешается вкушение рыбных яств, растительного масла, вина. Но главным угощением праздника являются, конечно, яблоки. До этого дня яблоки нового урожая есть не полагалось. К яблочному же Спасу в России их продавали целыми возами. Каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом наделить всех бедных плодами, а больным посылать в дом.

Яблоки - любимые русские фрукты. Народная любовь к ним отразилась в русских сказках. Здесь яблоки именуются "золотыми", "наливными", а иногда и "молодильными". Ради них герои обходили полсвета, совершали подвиги. Яблони разводили практически по всей России - даже в холодных северных пределах, не говоря уже о южных областях. Настоящим рукотворным чудом являлись монастырские сады Соловков и Валаама. На острове Валааме не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 километров. Землю перемешивали с хворостом и листьями местных жиденьких березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для загрузки нескольких тысяч КамАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони. Неустанные труды не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали по 10-12 ведер плодов с дерева. Яблоки, в зависимости от сорта, по фунту, или полфунта весом, прекрасно сохранялись в монастырских подвалах до мая и июня, а отдельные сорта —-. до июля. Валаамские яблоки посылались к столу самодержца императора, где были признаны лучше заморских. И даже сейчас, спустя много лет после разорения монастыря, полуторастолетние поломанные и заброшенные яблони продолжают плодоносить, являясь живым памятником монашескому трудолюбию.

Не только яблоки выращивали здесь. Гидрограф А. П. Андреев в прошлом веке писал о валаамском монастыре: "В садах разведены яблони и вишни, простые и шпанские, крыжовник, смородина, малина, приносящие столько плодов, что более нельзя ожидать и при теплом климате". В парниках вызревали дыни, тыквы, арбузы, а в теплицах даже лимоны и ананасы. Эти монастырские сады, цветущие на холодном каменном острове под северными ветрами, - пример того, как терпение, труд и нравственное очищение человека преображают мир вокруг него.

В России известно около полутора тысяч сортов яблок. Уже "Домострой" различает яблоки кузьминские, можайские, наливные и простые. В зависимости от сроков созревания сорта делят на летние, осенние и зимние. Одним из самых знаменитых зимних сортов является антоновка. Издавна бытует афоризм: "Антоновка в русском садоводстве - что рожь в полеводстве". Название этого сорта связано с селом Антоновым, откуда он и произошел. И. А. Бунин восхищался запахом антоновских яблок — запахом меда и осенней свежести. А вот несколько бунинских наблюдений: "Ядреная антоновка - к веселому году", "Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит и хлеб уродился". Зимние сорта яблок, созревающие во второй половине сентября-начале октября, сохраняются свежими в течение зимы лучше всех других. Некоторые из них лежат до следующего урожая. Чтобы иметь круглый год на столе свежие яблоки, нужно соблюдать выработанные вековым опытом правила хранения. Плоды для этого собирают как можно позже, но до заморозков, причем их нельзя стряхивать, каждое яблоко срывают руками (если ветви расположены высоко, то используют лестницу и плодосъемник). Собранные плоды сортируют. Самыми подходящими для хранения считаются плоды средней величины - диаметром 60-65-70 мм в зависимости от сорта. После сортировки яблоки тотчас же раскладывают в подготовленную тару и убирают в предназначенное помещение. Упаковывают яблоки в деревянные ящики вместимостью до 35 кг или корзины. В ящики яблоки можно укладывать в шахматном порядке по диагонали или прямыми рядами. Из опыта садоводов известно, что дольше лежат плоды, уложенные в шахматном порядке. Надежно защищает плоды от заболеваний тонкая промасленная бумага, в которую заворачивают отдельно каждое яблоко. Перед началом укладки ящики изнутри выстилают плотной оберточной бумагой. Сверху нее на дно кладут слой стружек, на них - завернутые в бумагу яблоки. На первый слой яблок снова кладут лист бумаги, на нее — вновь стружки, затем второй ряд обернутых плодов и т. д. Обычно в ящик помещается от 3 до 5 рядов яблок. Верхний слой яблок закрывают бумагой и стружками, а ящик накрывают крышкой.

Оптимальная температура хранения - около 0° С (но не ниже-1,7° С). Яблоки издавна заготовляли не только в свежем, но и в переработанном виде. Их сушили, варили с медом и сахаром. "Домострой" советует заливать яблоки патокой и сыченым медом, а также приготовлять яблочную пастилу следующим образом: залитые сыченым медом яблоки парить в печи, протирать сквозь сито и уваривать при помешивании, пока пастила не загустеет. Сравнительно недавно из яблок стали делать соки, компоты, желе, повидло, джемы, а также консервировать и мариновать. Но, пожалуй, самый любимый на Руси способ заготовки яблок - мочение. Для него наиболее подходят яблоки осенне-зимних сортов. Существовало множество различных рецептов мочения. Сейчас моченые яблоки встречаются все реже, а жаль. Ведь они — золотисто-желтые, с приятным кисло-сладким вкусом, хранящие аромат ржаной соломы и дубовой бочки, являются поистине украшением постного стола. Особенно хороши они в дни Великого поста, когда ощущается недостаток витаминов.

Вторым по значению фруктовым деревом в России является груша. Впрочем, груши средней полосы в большинстве своем сравнительно мелкие. Крупные, нежные, золотые, истекающие медовым соком груши росли только на юге и считались деликатесом. Сорта груш делятся на летние, осенние и зимние. Хранятся и заготовляются в основном так же, как и яблоки. В свежем виде хранят груши зимних сортов, сразу после сбора их в пищу не используют, так как они дозревают во время хранения, но в отличие от яблок груши лежат существенно меньше.

Известен на Руси и виноград - одно из древнейших культурных растений на земле. Библия упоминает, что Ной, спасшийся от всемирного потопа, насадил виноградник и приготовил вино. С виноградом неразрывно связана история Древнего Востока, Греции, Рима. Но особое значение приобрел виноград в христианстве. Виноградная лоза символизирует Христа. "Я есть истинная виноградная лоза," - сказал Он во время Тайной вечери (Ин. 15, 1). Ее ветви - символы учеников и последователей Христовых, а плоды - символы добрых дел, совершаемых христианами. Если ветвь не приносит доброго плода, то ее отсекают и бросают в огонь. Так же и люди - если не совершают добрых дел, то гибнут в геенне огненной. Не случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Лишь виноградное вино претворяется на литургии в Кровь Христову. Вино используется также во время совершения таинства Венчания. Оно напоминает о том, как Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тем самым благословляя брак. О винограде поется и в русских свадебных песнях.

Есть упоминание, что уже в XI веке виноград начали разводить в монастырских хозяйствах Киева. Большое внимание уделял виноградарству Петр I: именно по его инициативе были заложены значительные площади виноградников около Чугуева, под Астраханью и Воронежем. В русской кулинарии больше всего используется сушеный бескосточковый виноград - изюм, или его разновидность - мелкий сушеный виноград — коринка. Его кладут в тесто при выпечке сладких печений, пирогов, сдобы. К Светлому Христову Воскресению в России каждая хозяйка пекла куличи с изюмом и добавляла изюм в пышную творожную пасху. Изюм считался хорошим гостинцем, подавался к чаю в качестве заедки. Изюм добавляли в квас, чтобы был "ядренее".

Россия богата фруктами и ягодами. Издавна здесь выращивали вишни и сливы, малину, облепиху, смородину, крыжовник. А великолепная лесная ягода! Всего и не перечесть. Из теплых южных стран завозили лимоны, абрикосы, персики... Соответственно богат и фруктовый русский стол.

Фрукты и овощи использовались для начинки в разнообразных пирогах. Приготовлялись фруктовые квас и мед. Русский фруктовый взвар - отвар из фруктов и ягод с добавлением меда, патоки, сахара - являлся прообразом современного компота. Порой такой взвар делали с пряностями - корицей, имбирем, мускатом. Хорошо известен и фруктовый кисель. Он происходит от ячменного и молочного киселя - старинного, питательного блюда, часто появлявшегося на русском столе. Постепенно в ячменный кисель начали добавлять ягоды, а потом он уже стал приготовляться из одних лишь ягод с добавлением крахмала. В старину из ягод делали левашники - разновидность пастилы. Их рецепт дает "Домострой": "Варить ягоды очень долго, а когда разварятся, протереть через сито да с патокой упарить до густоты, а выпаривая, беспрестанно помешивать, чтобы не пригорело". При необходимости приготовленные левашники подсушивали на печи. В таком виде они хранились в течение года.

Немного позднее распространились разнообразные варенья. В XIX веке появилось мороженое. Оно представляло из себя замороженные фрукты и ягоды или их сок и мякоть с сахаром, без фруктов и ягод, свежих, вареных с медом, засахаренных, замороженных, запеченных в пирогах, невозможно представить себе русского чаепития.