Детская одежда

Характер детской одежды определяется рядом объективных факторов. Это социальные основы воспитания детей, климатические условия, возрастные особенности телосложения детей, влияние моды, промышленный способ производства.

Являясь составной частью предметного мира, в котором живут дети, одежда активно воздействует на их психику, вызывая положительные (или отрицательные) эмоции и тем самым способствуя утверждению (или наоборот) растущего человека в коллективе и развитию определенных черт характера (активности, уверенности или застенчивости); влияет на отношение ребят к трудовой деятельности взрослых и на собственное стремление приобщиться к ней. (Сначала через простое подражание, затем и увлеченность занятием.)

Таким образом, детская одежда в очень большой степени выполняет общественно значимую воспитательную функцию. Поэтому подходить к проектированию детской одежды следует с позиций идеологии нашего общества, с. позиций социальной ответственности за содействие средствами костюма выработке определенных норм и манеры поведения. Отсюда следует, что характер детской одежды зависит от социальных основ общественного воспитания.

Одежда для детей в значительной степени зависит от климатических условий. Воздействие температуры, влажности и движения воздуха в зависимости от климата по-разному воздействуют на степень охлаждения тела, а поэтому требует и разного решения одежды.

Одежда северных широт требует значительного утепления (ватином, синтепоном, мехом) и многослойного внутреннего решения.

Для умеренного климатического пояса в большей степени требуется многослойное решение одежды в целом и возможность трансформирования универсальной верхней одежды путем пристегивания дополнительных утепляющих прокладок, пелерин и капюшонов, защищающих от атмосферных осадков.

Одежда теплого климатического пояса также требует многослойного решения с целью регулирования «теплового комфорта»; при этом важно учитывать возможность защиты человека от палящих солнечных лучей и горячих сухих ветров.

Следует принимать во внимание также разницу микроклимата в городе и сельской местности в пределах одного климатического пояса.

Во всех случаях наилучшим способом организации одежды является ее многослойность; эстетически осмысленная, она сегодня представляется как комплексное решение одежды. Аналоги этому мы видим в решении традиционной народной одежды разных климатических поясов.

Решающим в определении массы, величины, конкретных пропорций и образного строя детской одежды являются возрастные особенности телосложения детей. Дети по годам развиваются неравномерно. Соотношение длины туловища, рук, ног, головы определяют характерные особенности возраста ребенка.

Условно детей делят на возрастные группы.

Одежда каждой возрастной группы имеет свою характеристику. В одежде для детей до 3 лет цветом, материалом, формой воплощается отношение любования, бережного отношения взрослых к малышу.

Одежда дошкольника характеризует уже самого ребенка как активно развивающегося, жизнерадостного «почемучку».

Младшие школьники приобщаются к основам серьезных знаний о мире, о себе самих, к навыкам жизни в коллективе, чему способствует форменная одежда.

У старших школьников критерием ценности человека становится отношение к сложившемуся коллективу, и в одежде это выражается желанием одеваться «как все». В этом случае очень важно проектировать, возможно, большее число вариантов утвердившихся типов одежды.

Подростки, приобщаясь к общественно полезному труду, усваивают и внешние стороны проявления «взрослости». Поэтому их одежда, отражая функциональное назначение, должна включать элементы моды взрослых.

Дети - наши маленькие спутники в жизни, и детская одежда должна быть решена в едином стилевом решении с одеждой взрослых, но с учетом возрастной специфики.

В целом детская одежда не подвержена такому всевластному влиянию моды, как взрослая. Отличаясь от одежды для взрослых большой функциональностью, выполняя воспитательную функцию, детская одежда «отбирает» из моды только возможное для себя, не противоречащее ее главному назначению - обеспечивать удобство для жизнедеятельности ребенка.

Детская одежда в основных чертах выделилась в конце XIX века. К этому времени платье для девочки уже представляло собой свободное, прямоугольное в основе, решение, а одежда мальчиков - свободную светлую рубашку и штаны. Своеобразное решение женской одежды в период стиля модерн не смогло серьезно повлиять на характер детской одежды, в ней укреплялись пока чисто внешние черты спортивности - утвердился тип матроски - относительно свободного платья с большим квадратным на спине воротником и галстуком спереди. Конструктивизм, пересмотревший способы организации пространственной формы, в костюме вызвал резкое упрощение форм. Тем обоснованней были поиски различных вариантов детской одежды в простых по силуэту формах, членениях и деталях, отвечающих функциональным и эстетическим требованиям.

В предвоенное время и первое десятилетие после войны 1941-1945 годов в нашей стране в костюме разрабатывались народные мотивы. Введение в детскую одежду рубашечного покроя, вышивки, аппликаций и других декоративных элементов обогатило одежду. Там, где чувство меры не изменяло, получались решения сочные, эмоциональные, отвечающие требованиям детской одежды.

В 60-х годах XX века мода «помолодела». Появились разнообразные юбки в складку из клетчатых тканей или плиссе, большие отложные воротники четких форм. Своей спортивностью они соответствовали характеру детской одежды, и стали широко применяться в различных вариантах в течение длительного времени.

70-е годы отмечены рождением «маленьких» форм одежды, плотно облегающих фигуру. Необходимость обеспечить в них способность свободно двигаться заставила активно работать конструкторскую мысль. Были определены минимальные прибавки, найдено рациональное расположение конструктивных швов, рельефов. Одежда приобрела юношескую подвижность. И если в одежде взрослых это выглядело порой карикатурно, то подростки торжествовали. Они впервые оказались в сфере остромодных решений одежды.

Острота маленьких форм прошла (длина и в детской одежде увеличилась), но найденная подтянутость формы, не стесняющая динамики движений самого человека, вошла в норму при решении детской одежды. И это неплохо начало уживаться с новой темой в моде - многослойностью, комплексным решением целого ряда изделий. В наши дни в одежде школьников образно и функционально хорошо соединяются плотно облегающие изделия (трикотажные майки, футболки, свитеры с формами свободных блузонов, курток, плащей).

Таким образом, детская одежда в основном стабильна. Ее развитие отмечается определенной логикой, продиктованной основным ее назначением - обеспечить утилитарный и эстетический комфорт для нормальной жизнедеятельности ребенка.

Конечно, развитие детской одежды проходит не стихийно. Во всех Домах моделей организованы отделы моделирования детской и подростковой одежды. Они разрабатывают к методическим совещаниям коллекции моделей, в обсуждении которых принимают участие не только специалисты (модельеры, конструкторы, работники легкой промышленности), но и врачи, педагоги, работники различных учреждений и организаций, связанных с воспитанием молодого поколения. На основе лучших предложений, обобщая отечественный и зарубежный опыт моделирования, учитывая экономические факторы и спрос населения.

Большая потребность в детской одежде объясняется, прежде всего, быстрым ростом ребенка, изменениями пропорций в телосложении, изменениями в характере его деятельности. Все виды одежды производятся промышленным способом. Именно в промышленном производстве учитываются требования, предъявляемые к детской одежде; рекомендации эстетической комиссии по направлению в моделировании одежды для детей; указания планирующих органов по количественному выпуску каждого ассортиментного вида одежды; данные антропологов, заложенные в разработку базовых конструкций. Все это является исходным материалом для конкретного проектирования промышленных изделий. В свою очередь производство выдвигает свои условия. Необходимо учитывать характер сырья, возможности оборудования и технологических режимов, экономические требования.

Итак, из сказанного следует, что промышленный способ производства является решающим фактором в обеспечении детей целесообразной красивой одеждой.

Правильный учет перечисленных выше факторов обеспечивает выпуск продукции, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к детской одежде.

Требования к детской одежде и материалам для нее