История развития моделирования в нашей стране

Культура каждой эпохи пользуется достижениями прошлых эпох. Подлинная демократическая культура обязательно связана с национальными и народными традициями. Наша социалистическая культура обращается к эпохам большого гражданского подъема, к эпохам борьбы за национальную независимость, к героическим темам, к народному искусству. Обращение к народному костюму, предметам ремесленного, крестьянского труда следует рассматривать не только как желание сохранить традиции, связь с давно ушедшим, но и как потребность проникнуть в творческую лабораторию народных умельцев.

Между новаторством и наследием существует противоречие, преодоление старого. Однако новое никогда не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Из каждой национальной культуры или народного творчества должно быть взято только то, что совпадает с демократическими и прогрессивными тенденциями времени.

На всех стадиях развития культуры, во все времена и эпохи лучшие образцы одежды были глубоко национальны. Они создавались с помощью сосредоточенного проникания художника в историческую суть страны и характер своего парода и выражали эту суть одному ему ведомыми путями и способами. В связи с этим большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника.

В традициях нашей земли мы черпаем контрасты, напряженность холодных и теплых цветов, глубину их насыщенности, акценты, излюбленные геометрические формы.

Однако современная национальная культура не может основываться только на повторении пройденного, вариациях прошлого. Традиции сильны не только своим постоянством, но и развитием, обогащением, изменением. На рисунках представлена современная одежда, созданная на основе исторических и народных мотивов.

Разработка новых моделей одежды должна вестись на основе понимания эстетических идеалов общества, его образа жизни, типов люден; следует создавать определенные базовые формы, которые могут обслуживать большие группы людей. В советских коллекциях за рубежом неоднократно отмечались большая демократичность моделей, связь советского моделирования с народным искусством, самобытность решения форм одежды.

Советское моделирование складывалось быстро в сложной исторической обстановке и имеет свои специфические черты.

В первые годы Советской власти в создании костюма для трудящихся участвовали такие художники, как В.В. Маяковский, А. А. Экстер, В. С. Мухина, которые фактически являлись пионерами в истории советского костюма. Они формировали основные принципы массового демократического костюма, этим принципам следовали художники последующих поколений.

Особую роль в разработке типов советского костюма 20-х годах сыграли художники Н. П. Ламапова, Л. С. Попова, В. Ф. Степанова, Н. С. Макарова, Е. И. Прибыльная, которые участвовали в организации первых Ателье мод.

Примечательным в их творчестве являлось то, что они широко использовали в костюме достижения таких видов искусств, как живопись, графика, архитектура. Эти художники выступили с призывом создать свой советский национальный костюм для рабочего человека на основе использования народных традиций.

Важным в их творчестве было соединение труда художника с задачами производства. Поэтому провозглашалась простота кроя с целью экономии материала, целесообразность каждой детали, демократичность формы, дешевизна готовых вещей.

Впервые была сделана попытка создать основы промышленного проектирования изделий. Именно за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, был выдан диплом Н. П. Ламановой на I Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1923 года.

Совершенно новыми явились мотивы «машинной индустрии», получившие название «машинеризм». Художники стремились отобразить тематику производственных процессов (зубцы, колеса) в рисунках на ткани. Изображения серпа, молота, звезды переплетались в четкие, своеобразные узоры, наносимые на ситец.

Одним из главных создателей «бытовой вещи», автором нового понятия о «функциональной красоте» был В. Е. Татлин. Отказ от искусственности, красота здорового человеческого тела становятся для него идеалом. Модельеры впервые предъявляют к одежде требования, которые позволяют человеку быть активным, свободно и легко двигаться. Небольшая масса ткани и простота кроя обеспечивают удобство одежды в эксплуатации.

В поисках универсального бытового костюма используются мотивы и формы различных вариантов профессиональной одежды. Так, куртки, созданные модельером В. Е. Татлиным, можно сравнить с одеждой моряков, с курткой рулевого на эскизе костюма к опере «Летучий голландец».

Понятие многослойности одежды, предложенное В. Е. Татлиным и А. А. Экстер, такое актуальное сегодня, появилось в печати в те же годы. Этот основополагающий принцип современного ансамбля объяснялся в то время с точки зрения гигиены и удобства.

В 30-е годы (после организации Дома моделей одежды) художники-модельеры стали более пристально изучать прогрессивные тенденции западной моды, учиться искусству моделирования костюма.

Следующим важным этапом в становлении советского моделирования был послевоенный период 50-х годов, когда художники-модельеры К. Е. Божиева и М. А. Вышеславцева, В. И. Аралова, А. Л. Донская, А. А. Левашева, Л. К. Ефремова, продолжая традиции 20-х годов, широко использовали народное искусство в костюме. Это было связано с дальнейшим развитием национальной культуры, развертыванием индустриального строительства и подъемом общего народного благосостояния.

В 60-70-е годы советское моделирование достигло определенных высот, благодаря чему оно смогло выйти на международную арену, не потеряв своих лучших народных традиций. Активно используя принципы народного искусства, органично сочетая их с современными формами, художники снискали всеобщее восхищение при показе советских коллекций в СССР и за рубежом. Советские художники-модельеры внесли в общее развитие международной моды своеобразное решение современных и модных форм костюма. Особенно интересно в эти годы работали художники: Г. В. Исаева, Т. А. Файдель, Т. И. Осьмеркина, В. М. Зайцев, Г. К. Зейналов, Т. И. Стерлигова, Г. В. Чернопятова, С. М. Хейкер, В. А. Елкин, Н. М. Аршавская.

В настоящее время в стране насчитывается более 30 Домов моделей, предназначенных для создания моделей одежды, обуви, трикотажных и кожгалантерейных изделий. Модели могут быть разработаны Домами моделей как первичные образцы-эталоны, которые предлагаются промышленным предприятиям, и если они приобретаются этими предприятиями, к ним прилагаются техническая документация, лекала для их серийного воспроизводства.

Некоторые Дома моделей (например, Белорусский Дом моделей одежды) создают сразу модель-конструкцию и в случае ее продажи предприятию она поступает в производство. Такой путь сокращает время на доработку и доведение изделия до внедрения. На многих предприятиях художники-модельеры сами разрабатывают модели для своего производства. Наряду с Домами моделей существуют Центры моды и специальные художественно-конструкторские бюро, которые с учетом условий конкретных предприятий разрабатывают модели одежды, обуви, трикотажных изделий.

Обычно Дома моделей или моделирующие организации разрабатывают целые коллекции в едином творческом ключе. Здесь очень важно, чтобы художник и конструктор были единомышленниками. Конструктор должен понимать язык художника; художник, проектируя коллекцию, должен ориентироваться на условия промышленного производства и знание конструирования.

Проектируя коллекции моделей, советские художники руководствуются знанием образа жизни людей, они создают такие виды одежды, которые могут быть освоены промышленным производством и соответствуют требованиям большинства потребителей.

Художники-модельеры на каждом этапе развития формы одежды должны улавливать крупицы того прогрессивного и пенного, что приносит с собой мода и что входит в золотой классический фонд сокровищницы культуры одежды. Есть классические виды одежды, имеющие постоянную ценность, ими пользуются из поколения в поколение, они никогда не выходят из моды (это пальто покроя реглан, английский костюм, свитер с юбкой, клетчатая молодежная юбка в складку, туфли-лодочки). Эти классические предметы являются определенными вехами в развитии культуры одежды и характеризуют черты современности.

Культура XX века базируется на более устойчивых признаках, чем мода: она опирается на культуру производства и культуру потребления. Только ориентация на культуру может дать ту стабильную основу, на которой будет базироваться промышленное производство. Культура необходима человеку как ориентация на будущее.

Задача будущих художников-модельеров, которые в своей работе стремятся участвовать в развитии культуры, сводится к тому, чтобы при наличии определенных форм одежды, диктуемых социальной и функциональной целесообразностью, найти максимум средств выразительности с целью подчеркнуть достоинства каждого человека.

Функции и классификация одежды