При изучении фигуры человека посредством рисунка художники выделяют основные большие формы, из которых строится вся фигура, или на которые фигура членится, - это голова, грудная клетка, область таза и конечности (бедро - голень - стопа, плечо - предплечье - кисть).
При конструировании и моделировании одежды на фигуре человека выделяют конструктивные пояса, которые служат опорными поверхностями одежды на той или иной части фигуры.
Основными конструктивными поясами одежды являются: плечевой, талиевый и тазобедренный. Плечевой и талиевый служат опорными поверхностями соответственно для плечевой и поясной одежды.
К плечевой относится одежда свободных форм (прямые и расширенные книзу пальто, плащи, накидки, пелерины, платья), к поясной - одежда не только свободных от талии форм, но и облегающая бедра (все виды юбок и брюк).
Мера облегания тазобедренного пояса существенно влияет на характер силуэта в целом. От тазобедренного пояса часто начинается расширение формы изделия (путем сопряжения кокеток и подрезов со сборками, складками, образования по конструктивным линиям «годе», расположения клиньев).
Конструктивные пояса располагаются на фигуре следующим образом:
1 - на голове - по выступающим лобным буграм и затылочной кости (является опорной линией для головных уборов, эта же линия является размерной линией головы);
2 - по основанию шеи (в этой области оформляют линию горловины изделия, которая служит основанием при моделировании различных видов воротников);
3 - является определяющим при проектировании плечевых изделий на фигуры с разной осанкой, а также с плечами различных форм и разворота;
4 - грудной {в этой области как самой динамичной различными конструктивными приемами - припусками, драпировками, складками, рельефами и пр. создается форма выразительного объема);
5 - талиевый (учитывают при определении ширины изделия по линии талии и ее уровня);
6 - тазовый (учитывают, при определении ширины и объема изделия в данной области);
7 - бедренный (учитывают также при определении ширины и объема изделия на своем уровне);
8 - на уровне коленей (здесь часто проходит низ изделий, располагаются декоративные элементы);
9 - на уровне щиколоток (проходит верхний край обуви: спортивной, специального назначения, бытовой - детской, мужской);
10 - по линии сопряжения руки с туловищем (проходят конструктивные линии изделий: линия проймы втачного рукава, пройма безрукавных изделий);
11 - по локтевому сгибу (эта область обеспечивается прибавками на свободу движения руки различными конструктивными приемами - вытачками, локтевыми швами, подрезами со сборками, выше или ниже локтевого сгиба может проходить низ рукава с его конструктивным и декоративным оформлением);
12 - по запястью (на этом уровне располагается низ рукава, который решается различными конструктивными приемами - манжетами, руликами, подгибанием края, декоративной обтачкой).
Классическим по своей функциональности платьем XX века можно назвать платье, «следующее» за фигурой человека, не плотно ее облегающее и основывающееся на конструктивных поясах; с вырезом по горловине или возле нее, отрезное по линии талии или обеспечивающее полуприлегаиие вертикальными швами, рельефами; с длиной до линии коленей или возле нее, с рукавами до запястья или локтевого сгиба. Такое платье, выполненное из ткани глубокого сложного или черного цвета, является тем необходимым в гардеробе женщины «маленьким» платьем, которое благодаря различным украшениям и дополнениям можно приспособить практически ко всем случаям жизни. Сшитое на хорошо сложенную фигуру оно своими пропорциями будет радовать наш глаз.