Конструктивные пояса фигуры человека

При изучении фигуры человека посредством рисунка художники выделяют основные большие формы, из которых строится вся фигура, или на которые фигура членится, - это голова, грудная клетка, область таза и конечности (бедро - голень - стопа, плечо - предплечье - кисть).

При конструировании и моделировании одежды на фигуре человека выделяют конструктивные пояса, которые служат опорными поверхностями одежды на той или иной части фигуры.

Основными конструктивными поясами одежды являются: плечевой, талиевый и тазобедренный. Плечевой и талиевый служат опорными поверхностями соответственно для плечевой и поясной одежды.

К плечевой относится одежда свободных форм (прямые и расширенные книзу пальто, плащи, накидки, пелерины, платья), к поясной - одежда не только свободных от талии форм, но и облегающая бедра (все виды юбок и брюк).

Мера облегания тазобедренного пояса существенно влияет на характер силуэта в целом. От тазобедренного пояса часто начинается расширение формы изделия (путем сопряжения кокеток и подрезов со сборками, складками, образования по конструктивным линиям «годе», расположения клиньев).

Конструктивные пояса располагаются на фигуре следующим образом:

1 - на голове - по выступающим лобным буграм и затылочной кости (является опорной линией для головных уборов, эта же линия является размерной линией головы);

2 - по основанию шеи (в этой области оформляют линию горловины изделия, которая служит основанием при моделировании различных видов воротников);

3 - является определяющим при проектировании плечевых изделий на фигуры с разной осанкой, а также с плечами различных форм и разворота;

4 - грудной {в этой области как самой динамичной различными конструктивными приемами - припусками, драпировками, складками, рельефами и пр. создается форма выразительного объема);

5 - талиевый (учитывают при определении ширины изделия по линии талии и ее уровня);

6 - тазовый (учитывают, при определении ширины и объема изделия в данной области);

7 - бедренный (учитывают также при определении ширины и объема изделия на своем уровне);

8 - на уровне коленей (здесь часто проходит низ изделий, располагаются декоративные элементы);

9 - на уровне щиколоток (проходит верхний край обуви: спортивной, специального назначения, бытовой - детской, мужской);

10 - по линии сопряжения руки с туловищем (проходят конструктивные линии изделий: линия проймы втачного рукава, пройма безрукавных изделий);

11 - по локтевому сгибу (эта область обеспечивается прибавками на свободу движения руки различными конструктивными приемами - вытачками, локтевыми швами, подрезами со сборками, выше или ниже локтевого сгиба может проходить низ рукава с его конструктивным и декоративным оформлением);

12 - по запястью (на этом уровне располагается низ рукава, который решается различными конструктивными приемами - манжетами, руликами, подгибанием края, декоративной обтачкой).

Классическим по своей функциональности платьем XX века можно назвать платье, «следующее» за фигурой человека, не плотно ее облегающее и основывающееся на конструктивных поясах; с вырезом по горловине или возле нее, отрезное по линии талии или обеспечивающее полуприлегаиие вертикальными швами, рельефами; с длиной до линии коленей или возле нее, с рукавами до запястья или локтевого сгиба. Такое платье, выполненное из ткани глубокого сложного или черного цвета, является тем необходимым в гардеробе женщины «маленьким» платьем, которое благодаря различным украшениям и дополнениям можно приспособить практически ко всем случаям жизни. Сшитое на хорошо сложенную фигуру оно своими пропорциями будет радовать наш глаз.

Пропорции фигуры человека